Критерии оценивания работ заочного тура

Критерии оценивания выполненных заданий отборочного тура олимпиады «Ломоносов — 2011» по праву

Задание 1

Государство — понятие абстрактное, но для каждого из нас оно имеет свой конкретный образ. Какой государственный орган или должностное лицо являются для Вас воплощением государственной власти в современной России? Аргументируйте свой выбор, опираясь на свои знания о государстве и действующей Конституции Российской Федерации.

 

Участник олимпиады при ответе на вопрос должен продемонстрировать «свои знания о государстве и действующей Конституции РФ». Это означает, что убедительный ответ, прежде всего, предполагает умелое использование тех сведений о государстве, которые участник олимпиады мог получить из школьных (и иных рекомендованных для подготовки к олимпиаде) учебных пособий профильного уровня по обществознанию и праву, а также из действующей Конституции РФ.

Вопрос носит творческий характер, и поэтому на него нет однозначного «правильного ответа». Участник олимпиады может выбрать любой государственный орган (должностное лицо) в качестве «олицетворения государства». Однако для того, чтобы ответ был высоко оценен, автор должен привести соответствующее обоснование.

Ответ должен содержать как характеристику правового статуса выбранного государственного органа, так и доводы, характеризующие практику его деятельности. Особого одобрения заслуживают также попытки участника олимпиады взглянуть на проблему с разных позиций, (например, «для меня, как рядового гражданина, простого человека — государство это…, но, если попытаться ответить на данный вопрос с точки зрения носителя профессионального правосознания (будущего юриста), то современное российское государство сможет реализовать (реализует) свои функции, если… (соответствующий орган) осуществляет свои полномочия…«)

Предполагается, что в ответе выбор государственного органа или должностного лица будет аргументирован с опорой на знания о государственной власти, государстве (его понятии, признаках, функциях) и конкретных государственных органах (их функциях, полномочиях, ответственности, месте в государственном механизме, практике деятельности).

При оценке ответа в первую очередь должно учитываться смог ли участник олимпиады показать связь между государственной властью (в том числе, через характеристику понятия, признаков, функций, государства) и предназначением конкретного государственного органа (должностного лица), которое «очерчено» в Конституции и реализуется (не реализуется) на практике. Иными словами, смог ли участник соотнести абстрактные характеристики государства (теорию) с его конкретным воплощением в конституционной модели и практической деятельности государственного органа (должностного лица).

Желательно, чтобы текст ответа содержал следующие элементы: тезис, доказательство, вывод. Удачный ответ — это не набор сведений (например, совокупность определений из учебной, научной литературы и статей законов) — это связный текст, в котором прослеживается внутренняя логика автора, уместно использованы юридические понятия и фрагменты правовых предписаний.

Приветствуется использование в аргументации (в зависимости от хода рассуждений автора) юридических понятий и определений, статей Конституции РФ, определяющих статус соответствующих государственных органов и должностных лиц (например, упомянуты и раскрыты понятие государства, соответствующие функции государства и (или) его признаки, понятие государственной власти, ее единство и разделение на ветви, понятие органа государственной власти, должностного лица, государственно-властного полномочия и т. п.) Поощрения заслуживает стремление участника олимпиады использовать в ответе не только текст Конституции РФ, но и содержание отдельных законов о соответствующих государственных органах (например, ФКЗ о Правительстве РФ, ФКЗ о Конституционном Суде РФ, и т. п.).

Учитывается убедительность и выразительность аргументации (в том числе примеров из практики деятельности государственно-властных структур, самостоятельных оценок и умозаключений автора), использованной участниками олимпиады, стиль изложения.

Важным в ответе должно быть понимание того, что ни один орган государственной власти или должностное лицо в Российской Федерации не осуществляет в полной мере всех функций государства и полноты государственной власти, даже являясь «ее олицетворением». В то же время, правильной признается и позиция, что есть такие государственные органы, которые либо обладают полномочиями, которые обеспечивают их самое активное участие в осуществлении практически всех функций государства, либо выполняют те государственные задачи и функции, которые имеют особенно важное значение на современном этапе развития страны.

Задание 2

Известно выражение «Договор — закон для двоих». Как Вы понимаете его смысл?

 

При ответе на данный вопрос от участника олимпиады требуются размышления над происхождением выражения: «Договор — закон для двоих», а также над его смыслом с учетом возможности распространения этого суждения на современное право.

При оценке ответа поощряется понимание автором исторического контекста, в котором следует рассматривать содержание приведенного выражения, а также информированность о том, что оно является порождением римской правовой традиции (в научной и учебной литературе, а также интернет-источниках есть сведения о том, что изречение принадлежит римскому юристу Павлу). В этом плане заслуживает одобрения стремление участника олимпиады разобраться в подходе к гражданскому договору как виду сделки, характерному для римского права. Такой договор в Риме воспринимался как частный закон.

Участник олимпиады должен показать в ответе понимание того, что римское выражение относится именно к частному договору. Поэтому его комментарий применительно к современному периоду должен учитывать различие между частно-правовыми договорами (гражданским, трудовым, брачным) и нормативным договором (международным, внутригосударственным, соглашениями в трудовом праве) как самостоятельным источником права.

При оценке ответа поощряется стремление автора сравнить договор с законом. На первом плане для участника олимпиады должно оказаться сопоставление частноправовых договоров с законом.

В ответе участник олимпиады должен показать, что гражданский договор как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, к которому применяются правила о двусторонних и многосторонних сделках (п. 1, 2 ст. 420 ГК РФ), предусмотренные ГК РФ, обладает такой же обязательной силой для сторон заключивших его, что и сила закона. Соответственно, государство обеспечивает исполнение сторонами условий договора в той же мере, что и правил, установленных законом. Важно также, чтобы формулируя подобные суждения, участник олимпиады подтвердил свои выводы на примере конкретных норм ГК РФ (например, ст. 420 ГК РФ «Понятие договора», ст. 421 ГК РФ «Свобода договора», ст. 422 ГК РФ «Договор и закон», ст. 425 ГК РФ «Действие договора», ст. 432 ГК РФ «Основные положения о заключении договора» и других), проиллюстрировав, в частности, этими примерами особенности диспозитивного метода правового регулирования, характерного для гражданского права, и принципа свободы договора.

Дополнительно оценивается понимание равнозначности норм закона и условий договора для субъектов, которые его заключили, сделанное исходя из принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ). Участник олимпиады должен показать, что, руководствуясь названным принципом в рамках императивных норм закона, стороны могут самостоятельно решить, заключать ли им конкретный договор или не заключать; выбрать контрагента по договору; заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 421 ГК РФ); заключить смешанный договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (п. 3 ст. 421 ГК РФ). Участник олимпиады должен знать, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовым актами, что в случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от правила, предусмотренного нормой закона. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой (п. 4 ст. 421 ГК РФ).

Одобрения заслуживает правильное понимание и уместное упоминание авторами работ конкретных гражданско-правовых институтов и категорий (например, обязательство, сделка, диспозитивные нормы, свобода договора и др.).

Приветствуется, если автор обращает внимание на то, что договор отличается от закона и по содержанию (закон содержит общеобязательные правовые нормы, а договор — условия, обязательные только для его сторон), и по тому, чью волю выражают нормы законов (общую волю народа, государства) и правила договоров (согласованную волю сторон), и по способу разработки и принятия (закон принимается законодательным органом государства или народом (на референдуме) в рамках нормативно определенной процедуры, а гражданский договор заключается между равноправными лицами в соответствии правилами, установленными законом, на основе принципа свободы договора.

Дополнительно поощряется исследование вопросов распространения комментируемого изречения на трудовые договоры (понятие трудового договора, сторонами которого являются работник и работодатель, содержится в ст. 56 ТК РФ) и понимание возможности включения в договор дополнительных условий, а также запрета на включение в договор условий, ухудшающих положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором и соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 57 ТК РФ).

Поощряется и сопоставление римского изречения с брачным договором, под которым понимается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения (ст. 40 СК РФ). В этом плане показательным является то, что законным режимом имущества супругов законом признан режим их совместной собственности, но брачным договором может быть установлено иное, например режим долевой или раздельной собственности на имущество. Но если стороны заключили брачный контракт, то обязаны столь же неукоснительно соблюдать его условия, как и нормы закона. (В случае нарушения одной из сторон обязательств обозначенных в договоре, который составлен в соответствии с требованиями Семейного кодекса РФ (ст. 40,41, 42 и др.) для нее наступает ответственность.)

Учитывается стремление соотнести римское изречение о договоре с известными из истории договорами между государствами, монархами, князьями, а также с современными нормативными договорами, которые с одной стороны отличаются от частных договоров (так как содержат общеобязательные нормы), а с другой от законов. Изречение римских юристов, конечно же, относилось не к нормативным договорам, но вполне может дать основания для размышлений над юридической природой данных документов. В этом плане интерес представляют также конкретные примеры международных, внутригосударственных договоров, а также соглашений (предусмотренных в трудовом праве).

При оценивании работ учитываются интересные иллюстрации из практики договорных отношений и правильное использование в ответе норм конкретных законов.

Задание 3

В каких случаях и в каком качестве животные и их поведение имеют значение для уголовной ответственности? Приведите примеры норм Уголовного кодекса РФ в обоснование своего ответа.

 

Участник олимпиады при ответе на вопрос должен продемонстрировать знание основных понятий, категорий уголовного права (преступление, состав преступления, объект, субъект преступления, объективная сторона преступления). В ответе должно быть отражено, что привлечение к уголовной ответственности животных невозможно, так как последние не являются субъектами преступления (ст.19 Уголовного кодекса РФ). Приветствуется и оценивается знание того, что в истории права имели место случаи привлечения животных к уголовной ответственности, желательно приведение исторических примеров такой ответственности.

Вместе с тем, участник олимпиады должен доказать, что животные и их поведение могут иметь значение для применения отдельных норм уголовного права. Творческий характер задания предполагает, что простого перечисления статей Уголовного кодекса, где упомянуты животные, недостаточно. Необходимо объяснить, в каких целях и какие интересы поставлены под охрану в конкретных статьях УК. В работе должно быть продемонстрировано понимание того, что животные могут защищаться уголовно-правовыми мерами в связи с охраной некоторых благ, интересов, общественных отношений:

а) экологических, где животные выступают как часть окружающего мира, часть экосистемы, а соответствующие нормы охраняют экологическое благополучие;

б) общественной нравственности, где гуманное обращение с животными является показателем моральности общества, а жестокое отношение к животным, проявляемое публично или в присутствии малолетних, является грубым вызовом представлениям о нравственности, сложившимся в обществе;

в) отношений собственности в связи с тем, что животные могут рассматриваться и как чужое имущество, посягательство на которое нарушает права его собственника.

Среди статей Уголовного кодекса могут быть названы следующие: ст.245 Жестокое обращение с животными, ст.246 Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (в качестве последствия содержит указание на массовую гибель животных), ст.250 Загрязнение вод (в качестве последствия — существенный вред животному миру), ст.258 Незаконная охота (в том числе охота на зверей), ст.259 Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу, ст.358 Экоцид (в объективную сторону входит, в том числе массовое уничтожение животного мира, способное вызвать экологическую катастрофу). В работе могут быть упомянуты и другие статьи, где содержится указание (прямое или косвенное) на животных (животный мир): например, составы, где в качестве последствий указаны «эпизоотии».

В работе должна быть дана характеристика ситуаций, когда применяются нормы уголовного права, не содержащие специального упоминания о животных, но вместе с тем связанные с использованием их человеком. Это предполагает указание на случаи, когда животные выступают в качестве:

А) предмета преступления, т. е. овеществленного объекта, воздействуя на который виновный осуществляет посягательство на объект преступления: например, как имущество, которое можно похитить (ст. 158 — кража), уничтожить (ст. 168 — уничтожение чужого имущества), незаконно переместить через таможенную границу (ст. 188 — контрабанда), которое может стать предметом взятки (ст. 290 — получение взятки);

Б) орудия преступления, т. е. тех объектов овеществленного мира, с помощью которых виновный непосредственно воздействует на предмет преступления (потерпевшего) — например, в целях убийства, причинения вреда здоровью, разбоя, хулиганства и т. д. (ст. 105, 109, 111, 112,115,162, 213 УК и др.)

В) средства совершения преступления, т. е. как предметы, механизмы, устройства, используемые в процессе совершения преступления: например, использование животных для перевозки наркотических средств или контрабанды (ст. 228.1, 188 УК).

Отдельно оценивается упоминание поведения животных (нападения как диких, так и домашних животных) как основания возникновения состояния крайней необходимости (ст. 39 УК РФ), а если животных использует человек (например, натравляет собаку на человека), то и состояния необходимой обороны (ст. 37 УК РФ).

Также приветствуется, если участник укажет на возможность рассмотрения животных в качестве предмета, подлежащего конфискации, если они были получены в результате совершения преступления (например, кражи), являлись орудием совершения преступления или предметом контрабанды (ст.104.1 УК РФ)

С учетом творческого характера задания при оценке ответа учитываются: приведение примеров, иллюстрирующих ответ, в том числе из судебной практики (отдельных судебных решений, обзоров и обобщающих практику постановлений Верховного суда), оригинальность ответа, ясность выражения мысли, умение использовать специальную терминологию, возможно выражение аргументированного несогласия с позицией, изложенной в российском уголовном законе.