Формат дебатов
Парламентские дебаты представляют собой интеллектуальное образовательное студенческое движение. В основе этого стиля дебатов — имитация классических парламентских прений. Данный стиль считается наиболее демократичным, так как он допускает существование ряда разновидностей-форматов. Самыми распространенными из них являются британский и американский парламентские форматы.
Британский парламентский формат
Британский формат парламентских дебатов сформировался в начале XX в. в Великобритании. Ведущими его центрами стали университеты Оксфорда, Кембриджа, Лимерика, Дархема, Бристоля, Глазго и Эдинбурга.
На сегодняшний день данный формат наиболее широко представлен в Великобритании и Ирландии, а также других странах Европы и является официальным форматом мировых чемпионатов парламентских дебатов. В соревнованиях принимают участие около 300 команд со всего мира. Как правило, эти команды представляют университеты и колледжи, так как парламентские дебаты считаются студенческим университетским форматом.
Первый чемпионат состоялся в 1992 г. в Ирландии. В дальнейшем турнир принимали Корк (Северная Ирландия), Принстон (США), Афины (Греция), Манила (Филиппины), Мельбурн (Австралия) и др. В 2002 г. чемпионат проходил в Торонто (Канада), где победила команда Оксфордского университета.
Состав участников
В споре участвуют две стороны, именуемые палатами парламента: правительство и оппозиция.
Всего в игре принимают участие 4 команды:
- первое правительство;
- первая оппозиция;
- второе правительство;
- вторая оппозиция.
Тематика игры
Тема выбирается заранее главным судьей клуба.
Позиция каждой команды в конкретной игре определяется за 15 минут до начала игры посредством жеребьевки.
Роли команд
Правительство должно убедить судью в необходимости принятия конкретного законопроекта.
Оппозиция должна убедить судью в том, что данный законопроект не стоит принимать.
Первое правительство должно:
1. Предложить законопроект.
2. Представить аргументы в его защиту.
Первая оппозиция должна:
1. Опровергнуть аргументы первого правительства.
2. Представить свои собственные аргументы против законопроекта.
Второе правительство должно:
1. Поддержать первое правительство в споре с первой оппозицией.
2. Представить свои аргументы в поддержку первого правительства.
3. Подвести итоги раунда.
Вторая оппозиция должна:
1. Поддержать первую оппозицию в споре с первым правительством.
2. Опровергнуть доводы второго правительства
3. Представить собственные доводы в защиту аргументов первой оппозиции.
4. Подвести итоги раунда.
Роли спикеров
Премьер-министр должен:
1. Сформулировать предлагаемый правительством законопроект.
2. Доказать, что принятие законопроекта необходимо, представив аргументы в его защиту. В качестве аргументов должны быть изложены причины, по которым принятие данного законопроекта является необходимым.
3. Объяснить, что предлагается изменить в жизни общества с принятием данного законопроекта.
Лидер оппозиции должен:
1. Указать судье на возможные ошибки правительства (некорректный законопроект и т.д.).
2. Доказать, что принятие предлагаемого правительством законопроекта не приведет к улучшению ситуации в обществе.
3. Показать, какие негативные последствия повлечет принятие законопроекта, предлагаемого правительством.
4. Доказать, что аргументы, приводимые премьер-министром, не убеждают нас принять законопроект, поскольку:
- не являются истинными;
- не являются доказанными;
- являются истинными, но не имеют существенного значения или не относятся к теме.
5. Привести собственные аргументы против законопроекта.
Заместители лидера оппозиции и премьер-министра должны:
1. Поддержать аргументы своих партнеров по команде (показать несостоятельность критики).
2. Опровергнуть аргументы оппонентов.
3. Привести новые аргументы в защиту собственной позиции.
Член правительства и член оппозиции должны:
1. Подвести итоги первой половины раунда, показывая:
- почему их коллеги из правительства (оппозиции) были правы;
- почему аргументы правительства (оппозиции) важнее;
- почему позиция правительства (оппозиции) лучше доказана.
2. Внести собственный вклад в игру, добавляя к сказанному то, чего не хватало судье для того, чтобы отдать победу правительству или оппозиции.
Это могут быть:
- новые важные аргументы;
- свидетельства и доказательства (если первые команды вообще их не приводили или выступали недостаточно аргументировано);
- новые логические связи (если рассуждения первых команд не сформировали целостной картины).
3. Опровергнуть новые аргументы, представленные оппонентами из второй половины стола.
Секретари обязаны:
1. Подвести итоги игры, т.е. кратко проанализировать и суммировать доводы правительства (оппозиции), прозвучавшие в ходе раунда.
2. Показать судье, что наиболее важные аргументы для принятия (отклонения) законопроекта представила именно данная команда.
3. Воздерживаться от представления новых аргументов.
Порядок выступления
Первые столы:
- премьер-министр;
- лидер оппозиции;
- заместитель премьер-министра;
- заместитель лидера оппозиции.
Вторые столы:
- член правительства;
- член оппозиции;
- секретарь правительства;
- секретарь оппозиции.
Регламент выступлений
1. Каждому выступающему предоставляется от 5 до 7 минут.
Реплики оппонентов (вопросы, комментарии) длятся не более 15 секунд, между вопросами должно пройти хотя бы 10–15 секунд.
Во время первой и последней минуты выступления каждого участника оппонентам запрещается подавать реплики.
2. Регламент выступлений контролируется таймкипером.
Первая и последняя минуты выступлений обозначаются «хлопками» (сигналами таймкипера).
Американский парламентский формат
Американский формат распространен в первую очередь в Канаде и США.
В Канаде он развивается Канадской организацией межуниверситетских дебатов — Canadian University Student Intercollegiate Debate Organization (CUSID).
В США действуют сразу две организации: American Parliamentary Debate Association (APDA) и National Parliamentary Debate Association (NPDA).
Американский формат парламентских дебатов приобрел популярность в США в середине 1990-хгодов. Первый национальный чемпионат под эгидой NPDA прошел в 1994 г. в штате Колорадо, в нем приняли участие более 50 команд. В последующих чемпионатах количество участников постоянно увеличивалось.
Американский парламентский формат схож с британским, но имеет свои особенности. Так, в игре участвуют только две команды — правительство и оппозиция. Всего произносится шесть речей. Премьер-министр и лидер оппозиции выступают дважды — в начале и в конце игры.