Формат дебатов

Парламентские дебаты представляют собой интеллектуальное образовательное студенческое движение. В основе этого стиля дебатов — имитация классических парламентских прений. Данный стиль считается наиболее демократичным, так как он допускает существование ряда разновидностей-форматов. Самыми распространенными из них являются британский и американский парламентские форматы.

 

Британский парламентский формат

 

Британский формат парламентских дебатов сформировался в начале XX в. в Великобритании. Ведущими его центрами стали университеты Оксфорда, Кембриджа, Лимерика, Дархема, Бристоля, Глазго и Эдинбурга.

На сегодняшний день данный формат наиболее широко представлен в Великобритании и Ирландии, а также других странах Европы и является официальным форматом мировых чемпионатов парламентских дебатов. В соревнованиях принимают участие около 300 команд со всего мира. Как правило, эти команды представляют университеты и колледжи, так как парламентские дебаты считаются студенческим университетским форматом.

Первый чемпионат состоялся в 1992 г. в Ирландии. В дальнейшем турнир принимали Корк (Северная Ирландия), Принстон (США), Афины (Греция), Манила (Филиппины), Мельбурн (Австралия) и др. В 2002 г. чемпионат проходил в Торонто (Канада), где победила команда Оксфордского университета.

 

Состав участников

 

В споре участвуют две стороны, именуемые палатами парламента: правительство и оппозиция.

Всего в игре принимают участие 4 команды:

 

Тематика игры

Тема выбирается заранее главным судьей клуба.

Позиция каждой команды в конкретной игре определяется за 15 минут до начала игры посредством жеребьевки.

 

Роли команд

Правительство должно убедить судью в необходимости принятия конкретного законопроекта.

Оппозиция должна убедить судью в том, что данный законопроект не стоит принимать.

 

Первое правительство должно:

1. Предложить законопроект.

2. Представить аргументы в его защиту.

 

Первая оппозиция должна:

1. Опровергнуть аргументы первого правительства.

2. Представить свои собственные аргументы против законопроекта.

 

Второе правительство должно:

1. Поддержать первое правительство в споре с первой оппозицией.

2. Представить свои аргументы в поддержку первого правительства.

3. Подвести итоги раунда.

 

Вторая оппозиция должна:

1. Поддержать первую оппозицию в споре с первым правительством.

2. Опровергнуть доводы второго правительства

3. Представить собственные доводы в защиту аргументов первой оппозиции.

4. Подвести итоги раунда.

 

Роли спикеров

Премьер-министр должен:

1. Сформулировать предлагаемый правительством законопроект.

2. Доказать, что принятие законопроекта необходимо, представив аргументы в его защиту. В качестве аргументов должны быть изложены причины, по которым принятие данного законопроекта является необходимым.

3. Объяснить, что предлагается изменить в жизни общества с принятием данного законопроекта.

 

Лидер оппозиции должен:

1. Указать судье на возможные ошибки правительства (некорректный законопроект и т.д.).

2. Доказать, что принятие предлагаемого правительством законопроекта не приведет к улучшению ситуации в обществе.

3. Показать, какие негативные последствия повлечет принятие законопроекта, предлагаемого правительством.

4. Доказать, что аргументы, приводимые премьер-министром, не убеждают нас принять законопроект, поскольку:

5. Привести собственные аргументы против законопроекта.

 

Заместители лидера оппозиции и премьер-министра должны:

1. Поддержать аргументы своих партнеров по команде (показать несостоятельность критики).

2. Опровергнуть аргументы оппонентов.

3. Привести новые аргументы в защиту собственной позиции.

 

Член правительства и член оппозиции должны:

1. Подвести итоги первой половины раунда, показывая:

2. Внести собственный вклад в игру, добавляя к сказанному то, чего не хватало судье для того, чтобы отдать победу правительству или оппозиции.

Это могут быть:

3. Опровергнуть новые аргументы, представленные оппонентами из второй половины стола.

 

Секретари обязаны:

1. Подвести итоги игры, т.е. кратко проанализировать и суммировать доводы правительства (оппозиции), прозвучавшие в ходе раунда.

2. Показать судье, что наиболее важные аргументы для принятия (отклонения) законопроекта представила именно данная команда.

3. Воздерживаться от представления новых аргументов.

 

Порядок выступления

Первые столы:

Вторые столы:

 

Регламент выступлений

1. Каждому выступающему предоставляется от 5 до 7 минут.

Реплики оппонентов (вопросы, комментарии) длятся не более 15 секунд, между вопросами должно пройти хотя бы 10–15 секунд.

Во время первой и последней минуты выступления каждого участника оппонентам запрещается подавать реплики.

2. Регламент выступлений контролируется таймкипером.

Первая и последняя минуты выступлений обозначаются «хлопками» (сигналами таймкипера).


 

Американский парламентский формат

Американский формат распространен в первую очередь в Канаде и США.

В Канаде он развивается Канадской организацией межуниверситетских дебатов — Canadian University Student Intercollegiate Debate Organization (CUSID).

В США действуют сразу две организации: American Parliamentary Debate Association (APDA) и National Parliamentary Debate Association (NPDA).

Американский формат парламентских дебатов приобрел популярность в США в середине 1990-хгодов. Первый национальный чемпионат под эгидой NPDA прошел в 1994 г. в штате Колорадо, в нем приняли участие более 50 команд. В последующих чемпионатах количество участников постоянно увеличивалось.

 

Американский парламентский формат схож с британским, но имеет свои особенности. Так, в игре участвуют только две команды — правительство и оппозиция. Всего произносится шесть речей. Премьер-министр и лидер оппозиции выступают дважды — в начале и в конце игры.