Заседание комиссии по правовому регулированию экономической деятельности Московского отделения АЮР
17 октября 2019 г. на Юридическом факультете МГУ состоялось заседание комиссии по правовому регулированию экономической деятельности Московского отделения Ассоциации юристов России. Обсуждались проблемы повышения эффективности использования государственного и муниципального имущества в связи с подготовкой проекта федерального закона «О государственном и муниципальном имуществе».
Мероприятие было организовано кафедрой предпринимательского права с привлечением представителей органов власти, в том числе при участии И.В. Безменова, директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России.
Модератором и основным докладчиком по законопроекту выступил д.ю.н., профессор Е.П. Губин, заведующий кафедрой предпринимательского права Юридического факультета МГУ. Он осветил основные новеллы законопроекта, рассказал о концепции закона, ходе работы над проектом. В центре выступления Е.П. Губина стояли проблемы назревшей необходимости систематизации, и даже кодификации законодательства о государственном и муниципальном имуществе, об эффективном управлении имуществом публично-правовых образований в современных условиях. При этом докладчик подчеркнул, что разработчики законопроекта максимально бережно подошли к регулированию прав и охране интересов субъектов федерации и муниципальных образований. Согласно законопроекту федеральная власть не приобретет право действовать волюнтаристски в вопросах перераспределения государственного и муниципального имущества.
Д.ю.н., профессор А.Е. Шерстобитов, профессор кафедры гражданского права Юридического факультета МГУ, обратил внимание присутствующих на то, что государственное и муниципальное имущество оказалось в очень странном положении в системе правовых координат современной России. Право собственности публично-правовых образований сегодня по существу находится вне законодательного регулирования и даже вне научных исследований. Незначительный объем нормативного материала в ГК РФ и некоторых законах не позволяет говорить о целостном непротиворечивом регулировании рассматриваемых отношений. Докладчиком были раскрыты принципы правового регулирования отношений по поводу государственного и муниципального имущества, обозначенные как непосредственно действующие.
Представляя положения законопроекта об особенностях управления государственным и муниципальным имуществом, д.ю.н., профессор Ю.С. Харитонова, профессор кафедры предпринимательского права Юридического факультета МГУ, остановилась на нескольких моментах. Прежде всего, управление как вид деятельности предполагает в том числе осуществление планирования, контроля и надзора. В законопроекте заложена идея о том, что эффективность управления, учета, хранения и контроля за использованием и распоряжением государственным имуществом публично-правовых образований определяется на основании планирования при достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) посредством оптимального расходования ресурсов, с учетом достижения социального эффекта. Исходя из этого, неэффективное управление приводит к изъятию излишнего или неэффективно используемого имущества уполномоченным органом.
Важнейшим нововведением, предложенным в законопроекте, может стать внедрение нового порядка учета государственного и муниципального имущества. К.ю.н., доцент К.В. Кичик, доцент кафедры предпринимательского права Юридического факультета МГУ, изложил основные положения о единой государственной системе учета имущества публично-правовых образований, а также о предложениях создать Единый федеральный государственный реестр имущества (ЕГФРИ). В законопроекте с учетом опыта ведения систем подобного рода, опыта Федерального казначейства РФ, изложены права, обязанности участников правоотношений, установлены порядок наполнения системы и ЕФГРИ, определены контролирующие эту систему органы и регулятор.
Вопросы управления корпоративными правами публично-правовых образований, затронутые в законопроекте, раскрыла д.ю.н., доцент А.В. Белицкая, доцент кафедры предпринимательского права Юридического факультета МГУ. Она объяснила, почему важно регулировать эти вопросы в законе о государственном и муниципальном имуществе, подчеркнула разницу подходов к определению объема ответственности представителя государства в коллегиальных органах управления корпораций с государственным участием в доктрине, указала на предложения проекта относительно ведения реестра недобросовестных независимых директоров для целей регулирования закона.
Вопросы перераспределения имущества согласно законопроекту раскрыла д.ю.н., профессор И.А. Емелькина, профессор департамента частного права НИУ ВШЭ. Докладчик рассказала о предложенной концепции определения распределенного и нераспределенного имущества, об определении способа приобретения имущества публично-правовыми образованиями, что составило первый компонент второй главы законопроекта. Второй компонент этого раздела заключается в том, что предусмотрено перераспределение государственного и муниципального имущества с учетом его целевого характера. Передача такого имущества предполагается безвозмездной, будет осуществляться на основе принципа эффективности. Значимым предложением является введение в законопроекте договора между публично-правовыми образованиями в случае, если имущество перераспределяется с какими-либо условиями по использованию или ограничениями. Подобные условия обременения подлежат отражению в публичной части ЕГФРИ.
Вопросы управления зарубежным имуществом публично-правовых образований, отраженные в законопроекте, раскрыла к.ю.н. А.Р. Валамат-Заде (ВАВТ).
В обсуждении законопроекта приняли участие: д.ю.н., профессор В.К. Андреев (РГУП); д.ю.н., профессор А.В. Барков (ФУ при Правительстве РФ); д.ю.н., доцент Е.Е. Богданова (МГЮА); д.ю.н. А.В. Габов (ИГП РАН); д.ю.н. О.В. Гутников (ИЗиСП); д.ю.н., профессор И.В. Ершова(МГЮА); д.ю.н. О.В. Зайцев, РАНХиГС); д.ю.н. Ю.Г. Лескова (РАНХиГС); д.ю.н. С.А. Синицын(ИЗиСП); к.ю.н. А.Е Кирпичев (РГУП); к.ю.н. К.А. Куракин и к.ю.н А.А. Тимерханов (ТПП МО).
От органов власти выступали представители Минэкономразвития России, города Москвы, Республики Мордовии, Республики Татарстан, Волгоградской, Калужской, Московской, Новосибирской, Ярославской областей, Краснодарского края.
Состоявшуюся дискуссию участники назвали весьма плодотворной и пожелали законопроекту стать законом, который в целом оценили очень высоко.