Международная научно-практическая конференция, посвященная применению дистанционных технологий в высшем образовании

8 апреля 2024 г.

1 апреля 2024 г. в Российской академии образования состоялась международная научно-практическая конференция «Нормативные правовые механизмы регулирования электронного обучения и применения дистанционных технологий в высшем образовании»,  организованная Российской академией образования, Комитетом Государственной Думы по науке и высшему образованию, Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова.

Активное участие в проведении мероприятия приняли: экспертный совет при Комитете Государственной Думы по вопросам негосударственного образования и государственно-частного партнерства в сфере образования; экспертный совет при Комитете Государственной Думы по вопросам информационных технологий в сфере образования и науки; автономная некоммерческая организация высшего образования «Российский новый университет»; Юридический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; научно-образовательный центр «Цифровая образовательная среда» Юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; частное образовательное учреждение высшего образования «Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП)».

Участниками и гостями конференции стали представители Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, а также российские и зарубежные ученые, преподаватели колледжей и вузов, педагоги общего и дополнительного образования, студенты.

В результате работы конференции были достигнуты следующие цели: определены состояние, проблемы и перспективы развития информационно-образовательной среды в высшем образовании, выявлены тенденции и риски; определены основные проблемы правового регулирования в условиях цифровой трансформации образовательной среды; сформированы выводы междисциплинарного правового анализа регулирования информационной безопасности при применении цифровых технологий в образовании; выявлены пробелы в правовом регулировании и сформулированы предложения по комплексному совершенствованию законодательства в сфере применения дистанционных технологий в высшем образовании; определена корреляция образовательных отношений с применением дистанционных технологий и средств электронного обучения и показателей его качества; обобщены состояние, проблемы и перспективы развития электронной информационно-образовательной среды вузов на современном этапе.

В программу форума вошли пленарное и секционные заседания, а также подведение итогов. Работали секции «Цифровое образовательное право: постановка проблемы и вызовы времени» и «Электронная информационно-образовательная среда университета: состояние, проблемы и перспективы развития».

Пленарное заседание

Михаил Николаевич Стриханов, и.о. вице-президента Российской академии образования, и.о. академика-секретаря отделения профессионального образования Российской академии образования, академик РАО, доктор физико-математических наук, профессор, открыл работу пленарного заседания конференции.

Президент Российской академии образования, академик РАО Ольга Юрьевна Васильева в приветственном выступлении отметила, что «актуальность нормативно-правового регулирования механизмов электронного обучения и применения дистанционных технологий в высшем образовании обусловлена необходимостью обеспечения качества и безопасности образовательных процессов, защиты интересов студентов и преподавателей, а также повышения доступности образования».

Людмила Николаевна Скаковская, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, доктор филологических наук, профессор, отметила, что «оперативное устранение правовых пробелов и коллизий в области применения дистанционных технологий в образовательной сфере является одной из ключевых задач законодательных органов власти. События последних лет наглядно показали, насколько социально значима сфера образования и как важны современные перемены в образовательных учреждениях. Во времена глобальных изменений зачастую приходится жить и функционировать по новым или измененным правилам, поэтому каждую такую ситуацию стоит рассматривать как возможность для совершенствования действующего законодательств».

Сергей Владимирович Кабышев, председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, кандидат юридических наук, обозначил роль педагогики в современном образовании: «Мир современной цифровой реальности столь богат, что из нашей насыщенной различными форматами жизни духовность и нравственность начинают вытесняться. В погоне за цифровой новатикой педагогика не должна потерять человечность в человеке, чтобы он не стал жертвой цифровых технологий».

Олег Николаевич Смолин, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, академик Российской академии образования, доктор философских наук, профессор, в видеообращении к участникам конференции обозначил три важных аспекта цифровизации: 1) цифровизация управления опережает цифровизацию производства и образования; 2) цифровизация школьного образования опережает цифровизацию профессионального образования; 3) развитие искусственного интеллекта должно соответствовать интересам человека и защищать их. Олег Николаевич отметил необходимость преодоления технологической отсталости, а также предложил новую форму аттестации для определения уровня знаний студентов.

Елена Вадимовна Тумакова, врио директора департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, кандидат филологических наук, доцент, рассказала о вступающем в силу 1 сентября 2024 г. постановлении Правительства РФ № 1678, регламентирующем электронное обучение. В частности, в новом постановлении: описаны ключевые термины («информационная система», «цифровое образование», «цифровой контент»); установлена ответственность вузов за функционирование электронной системы и обучение своих сотрудников работе с ней; предусмотрено право студента на дистанционную аттестацию. Кроме этого, Елена Вадимовна акцентировала внимание на проблеме безопасности персональных данных и эффективности прокторинговой системы. В заключение она рассказала о готовящемся законопроекте, регулирующем выдачу документов об образовании в электронной форме.

С приветствием на пленарном заседании выступил также Владислав Валерьевич Гриб, вице-президент ФПА РФ, академик РАО, заведующий кафедрой конституционного права МГИМО МИД РФ, заслуженный юрист России, д.ю.н., профессор.

На пленарном заседании прозвучали доклады:

  • «Безопасная цифровая образовательная среда вуза. Состояние и перспективы правового регулирования» (декан Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, академик РАО, доктор юридических наук, профессор Александр Константинович Голиченков);
  •  «Теоретические и практические основы использования инструментов цифровой образовательной среды: к вопросу о цифровом образовательном праве» (доцент кафедры правовой информатики, директор научно-образовательного центра «Цифровая образовательная среда» Юридического факультета МГУ, доцент кафедры международного и публичного права Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Центра образовательного законодательства и проблем правоприменения РАО, доцент РАО, кандидат юридических наук Максим Валерьевич Воронин);
  • «Экосистема электронного обучения и применения дистанционных технологий в высшем образовании: правовые регуляторы» (декан юридического факультета, профессор кафедры правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, доктор юридических наук, профессор Гульнара Флюровна Ручкина);
  •  «Правовое регулирование цифровизации образования: сравнительный опыт РФ и отдельных зарубежных юрисдикций» (декан факультета права НИУ ВШЭ, доктор юридических наук, профессор Вадим Александрович Виноградов);
  • «Правовая защита цифровизации образования» (заместитель декана Юридической школы Нанкинского педагогического университета (Nanjing Normal University), доктор юридических наук, профессор Фэн Фэй);
  •  «Школа-вуз: необходима преемственность в электронном обучении?» (директор ГБОУ «Школа No 1520 им. Капцовых» г. Москвы, почетный работник общего образования РФ Вита Викторовна Кириченко).

 

Секция «Цифровое образовательное право: постановка проблемы и вызовы времени»

Заседание секции «Цифровое образовательное право: постановка проблемы и вызовы времени» вели Александр Константинович Голиченков и Максим Валерьевич Воронин. В ходе ее работы были представлены следующие доклады:

  • «Этический аспект использования технологий искусственного интеллекта в научно-образовательном процессе: опыт Казахстана» (директор Института конституционных и политических исследований Университета КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева, член Национального совета по науке и технологиям при Президенте РК, ассоциированный профессор, доктор юридических наук Индира Ураловна Аубакирова);
  • «Принципы итоговой аттестации выпускников в высшем образовании: теоретические положения и практические решения» (ректор Ивановского государственного университета, руководитель Ивановского научного центра РАО, кандидат педагогических наук Алексей Александрович Малыгин);
  • «О реализации программы профессиональной переподготовки „Правовая работа в области информационной безопасности цифровой экономики“ в свете Указа Президента РФ от 01.05.2022 года № 250» (профессор кафедры правовой информатики Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор юридических наук Виталий Андреевич Северин);
  • «Возможности и вызовы современного образования в эпоху генеративного ИИ» (руководитель научной группы «доверенные и безопасные интеллектуальные системы» АНО «Институт искусственного интеллекта» (AIRI), кандидат физико-математических наук Олег Юрьевич Рогов);
  • «Обучение навыкам письма и анализа в контексте цифровой трансформации профессии юриста» (заведующий центром трансформации юридического образования факультета права НИУ ВШЭ, доцент департамента права цифровых технологий и биоправа, кандидат юридических наук Роман Михайлович Янковский);
  • «Цифровые технологии в высшем образовании: перспективы и риски» (владелец INPRO, преподаватель курсов по цифровой трансформации в РАНХиГС ИБДА на программах MBA, DBA Виталий Павлович Арбузов);
  • «Особенности цифровизации медицинского образования» (заместитель заведующего кафедрой конституционного права международно-правового факультета МГИМО МИД России, кандидат юридических наук Наталья Игоревна Платонова);
  • «Категория „цифровая зрелость“ образовательных организаций высшего образования в научно-педагогическом и правовом поле зарубежных стран» (заместитель руководителя Центра развития высшего и среднего профессионального образования РАО, кандидат педагогических наук Людмила Юрьевна Грачева,
  • «Медиаобразование в структуре цифрового образования. Трансформация правового статуса субъектов образовательного права в цифровую эпоху» (руководитель медиацентра «Капцовка» ГБОУ «Школа № 1520 им. Капцовых» — партнерской школы Юридического факультета МГУ Юлия Николаевна Захаренко совместно с учениками той же школы Ариной Артемьевой, Иваном Кобозевым, Матвеем Федотовым);
  • «Опыт создания и использования виртуального пространства в образовательном процессе» (доцент кафедры международного и публичного права юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат юридических наук Елена Юрьевна Баракина);
  • «Применение дистанционных технологий в механизме стимулирования общественной деятельности студентов» (начальник учебного отдела Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Екатерина Валерьевна Норина);
  • «Пределы правового регулирования поведения студентов в интернет-пространстве» (доцент кафедры истории государства и права Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук Гаяне Михайловна Давидян);
  • «Вопросы правового регулирования обработки персональных данных» (ассистент кафедры правовой информатики Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Галина Александровна Марданова).

В результате работы первой секции были выработаны рекомендации в части необходимости регулирования поведения субъектов — пользователей цифровых образовательных сервисов и сред. Было заслушано предложение о необходимости заключения соглашения между вузами в государствах — членах ЕАЭС о принятии Этического кодекса в сфере использования технологий искусственного интеллекта в научно-образовательном процессе.

Было предложено:

  • продолжить расширение практики правового просвещения студентов вне зависимости от профиля и направления подготовки;
  • осуществить разработку модуля «Цифровая правовая культура», расширяющего представления о правах и ответственности в условиях цифровизации сфер общественной жизни, включая образование;
  • инициировать подготовку специалистов в сфере управления образования по программе «Правовая работа в области информационной безопасности цифровой экономики»;
  • предложить Российской академии образования разработку технического задания на НИР «Межотраслевые технические, гуманитарные и правовые проблемы информационной безопасности в условиях „цифрового оборота“ интеллектуальной собственности и информации в сфере образования» в целях выработки предложений, направленных на правовое регулирование электронного обучения в вузах.

В резолюции конференции представлены и иные предложения участников.

 

Секция «Электронная информационно-образовательная среда университета: состояние, проблем и перспективы»

На заседании секции «Электронная информационно-образовательная среда университета: состояние, проблем и перспективы» Владимир Алексеевич Зернов, председатель экспертного совета при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию по вопросам негосударственного сектора образования и государственно-частного партнерства в сфере образования, председатель совета АНВУЗ России, ректор АНО ВО «РосНОУ», член-корреспондент РАО, обобщил итоги заседания экспертного совета при Комитете Государственной Думы по вопросам негосударственного образования и государственно-частного партнерства в сфере образования, экспертного совета при Комитете Государственной Думы по вопросам информационных технологий в сфере образования и науки.

Заседание секции было посвящено анализу состояния, проблем и перспектив развития электронной информационно-образовательной среды вузов на современном этапе. Докладчики раскрыли особенности, основные подходы функционирования ЭИОС в образовательном процессе университета.

  • Владимир Павлович Тихомиров, заместитель председателя экспертного совета при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию по вопросам развития информационных технологий в сфере образования и науки, президент консорциума «Электронный университет», доктор экономических наук, профессор, представил доклад «Трансформация национальных образовательных систем в связи с массовым использованием технологий искусственного интеллекта: стратегические национальные приоритеты».
  • Павел Евгеньевич Кондрашов, заместитель декана факультета государственного управления по общим вопросам Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, кандидат технических наук, выступил на тему «Законодательные требования по предоставлению и актуализации образовательной организацией высшего образования информации в цифровой форме».
  • Дмитрий Владимирович Поляков, ректор Университета управления «ТИСБИ», кандидат педагогических наук, доцент, сделал доклад на тему «Оценка готовности образовательных организаций высшего образования к реализации с 1 сентября 2024 года требований Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2023 г. № 1678».
  • Николай Дмитриевич Подуфалов, научный руководитель лаборатории развития высшего профессионального образования РАО, академик РАО, член президиума РАО, доктор физико-математических наук, профессор, представил доклад «Электронная информационно-образовательная среда образовательной организации: проблемы и решения». Он рассмотрел ряд актуальных вопросов формирования дидактики высшего образования в условиях цифровой и сетевой трансформации образования, а также основные направления регулирования электронной (цифровой) информационной среды в сфере образования.
  • Алексей Дмитриевич Шматко, заведующий кафедрой менеджмента организации БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова, доктор экономических наук, профессор РАО, осветил обеспечение совокупности информационных и образовательных ресурсов представляемой им организации;
  • Михаил Вадимович Груздев, ректор Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, профессор, член-корреспондент РАО, совместно с доктором педагогических наук Ириной Юрьевной Тархановой представили технологии педагогического сопровождения информационно-образовательной среды ЯГПУ им. К.Д. Ушинского;
  • Магомед Шавлович Минцаев, ректор ГГНТУ им. акад. М.Д. Миллионщикова, доктор технических наук, профессор, отразил опыт передовой инженерной школы ГГНТУ им. академика М.Д. Миллионщикова, инструментарий подготовки профессиональных кадров, адаптированных для цифрового будущего.
  • Евгений Кадырович Миннибаев, ректор Академии ВЭГУ, профессор, выделил актуальность решения новых задач в формировании современной электронной информационно-образовательная среде университета на системном уровне для достижения развития национальной системы высшего образования, выделил необходимость перехода ЭИОС на единую цифровую платформу на основе отечественных операционных систем.
  • Константин Николаевич Цебренко, проректор по информационным технологиям Академии маркетинга и социально-информационных технологий (ИМСИТ), кандидат технических наук, доцент, на примере опыта использования цифровой трансформации высшего образования в Академии ИМСИТ отразил основные проблемы и перспективы ее реализации в цифровой образовательной среде.
  • Имран Гурруевич Акперов, ректор Южного университета (ИУБИП), доктор экономических наук, профессор, сделал доклад «Электронная информационно-образовательная среда университета: направления развития по результатам анализа опыта БГТУ „ВОЕНЕМЕХ“ им. Д.Ф. Устинова».

На заседании секции выступили и другие участники.

Приветствия в адрес конференции направили:

  • О.Ю. Васильева, президент Российской академии образования, академик РАО
  • С.В. Кабышев, председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, кандидат юридических наук
  • Л.Н. Скаковская, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, доктор филологических наук, профессор
  • С.В. Александров, заместитель председателя правления АЮР, статс-секретарь — вице-президент корпорации «Синергия»

 

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ

 

С видеозаписью конференции можно ознакомиться по ссылкам:






Похожие