Международная научно-практическая конференция «Нормативное правовое обеспечение развития профессионального образования»

31 марта 2025 г.

26 марта 2025 года в Российской академии образования (РАО) состоялась международная научно-практическая конференция «Нормативное правовое обеспечение развития профессионального образования», организованная МГУ имени М.В. Ломоносова, Российской академией образования, Комитетом Государственной Думы по науке и высшему образованию.

Участники конференции отметили важные события текущего года — 270-летие Московского университета и 5-летие НОЦ «Цифровая образовательная среда» Юридического факультета МГУ.

Активное участие в организации и проведении мероприятия приняли:

  • Комитет Государственной Думы Федерального Собрания РФ по науке и высшему образованию;
  • научно-образовательный центр дополнительных профессиональных компетенций и базовых навыков в сфере юриспруденции и медиации K&P Education;
  • Юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова;
  • научно-образовательный центр «Цифровая образовательная среда» Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова;
  • кафедра правовой информатики, информационного и цифрового права Юридического факультета МГУ.

Организационную поддержку при проведении мероприятия оказали члены молодежного крыла научно-образовательного центра «Цифровая образовательная среда» Юридического факультета МГУ.

Участниками и гостями конференции стали представители Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, Министерства науки и высшего образования РФ, российские и зарубежные ученые, представители бизнес-сообщества, преподаватели колледжей и вузов, педагоги общего и дополнительного образования, студенты и аспиранты.

В результате работы конференции были достигнуты следующие цели: исследованы модели развития профессионального образования в условиях современных вызовов рынка труда; проведена оценка состояния законодательства в сфере профессионального образования; выявлены проблемы и риски, препятствующие реализации права на профессиональное образование; проанализированы проблемы развития учебно-методической базы высшего профессионального образования и форм его получения; разработаны предложения, направленные на совершенствование законодательства для развития профессионального образования России.

В программу форума вошли пленарное и секционные заседания, а также подведение итогов. Работали секции «Методологические основы нормативного правового регулирования профессионального образования: вызовы и перспективы» и «Развитие высшего образования с использованием информационных технологий и искусственного интеллекта: правовые аспекты».

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

Пленарное заседание вели:

  • Голиченков Александр Константинович — декан Юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, академик РАО, доктор юридических наук, профессор;
  • Стриханов Михаил Николаевич — вице-президент РАО, доктор физико-математических наук, профессор;
  • Зернов Владимир Алексеевич — ректор АНО ВО «РосНОУ», и.о. академика-секретаря отделения профессионального образования, академик РАО, доктор технических наук, профессор.

С приветствием выступили:

  • Васильева Ольга Юрьевна , президент РАО, академик РАО, доктор исторических наук, профессор;
  • Скаковская Людмила Николаевна, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, доктор филологических наук, профессор;
  • Кабышев Сергей Владимирович , председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, кандидат юридических наук;
  • Смолин Олег Николаевич, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, академик РАО, доктор философских наук, профессор;
  • Рубин Игумен Иоанн , заместитель председателя синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви.

На пленарном заседании прозвучали доклады:

  • «Теоретические и методологические основы нормативного правового обеспечения развития профессионального образования» (Голиченков Александр Константинович , декан Юридического факультета МГУ, академик РАО, доктор юридических наук, профессор; Воронин Максим Валерьевич , директор НОЦ «Цифровая образовательная среда» юридического факультета МГУ, ведущий аналитик Центра образовательного законодательства и проблем правоприменения РАО, доцент РАО, кандидат юридических наук);
  • «Перспективные направления развития профессионального образования: нормативное правовое обеспечение технологического и образовательного суверенитета» (Ручкина Гульнара Флюровна , декан юридического факультета, профессор кафедры правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, доктор юридических наук, профессор);
  • «Развитие профессионального образования на основе цифровых решений: возможности и риски» (Боровская Марина Александровна , Президент Южного федерального университета, академик РАО);
  • «Перспективы и риски генеративного искусственного интеллекта в процессе подготовки научных и квалификационных работ» (Ван Юхай , преподаватель Нанкинского педагогического университета (Китай), кандидат юридических наук);
  • «Нормативное правовое регулирование подготовки кадров для АПК в современных условиях» (Певцова Елена Александровна , доктор юридических, доктор педагогических наук, профессор, ректор Российского государственного университета народного хозяйства имени В.И. Вернадского);
  • «Реализация конституционных прав на профессиональные образования» (Бикеев Игорь Измаилович , первый проректор Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП), доктор юридических наук, профессор);
  • «Инновационные подходы к юридическому образованию: цифровизация и проектное обучение» (Виноградов Вадим Александрович , декан факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор юридических наук, профессор).

СЕКЦИЯ «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Вели заседание Александр Константинович Голиченков и Максим Валерьевич Воронин.

В ходе работы секции были представлены следующие доклады:

  • «Концептуальные основы развития образования в Казахстане» (Аубакирова Индира Ураловна , директор Института законодательства и правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан, почетный юрист Казахстана, профессор, доктор юридических наук);
  • «Нормы корпоративной этики в регулировании образовательных отношений» (Бакулина Лилия Талгатовна , декан юридического факультета Казанского федерального университета, профессор РАН, доктор юридических наук);
  • «Регулирование организации образовательной деятельности по направлению „Юриспруденция“» (Зайцев Олег Владимирович , декан отделения «Высшая школа правоведения» Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, профессор кафедры правового обеспечения рыночной экономики, доктор юридических наук);
  • «Перспективы кодификации законодательства об образовании» (Бережнов Андрей Александрович , заместитель декана по учебно-методической работе юридического факультета МГУ, кандидат юридических наук);
  • «Профессиональное образования завтра начинается сегодня. Из практики работы школы» (Кириченко Вита Викторовна , директор ГБОУ «Школа № 1520 им. Капцовых» г. Москвы, почетный работник общего образования РФ);
  • «К вопросу об использовании искусственного интеллекта в образовании: практические аспекты выравнивания и интерпретации в фундаментальных моделях» (Рогов Олег Юрьевич , руководитель научной группы доверенные и безопасные интеллектуальные системы, АНО «Институт искусственного интеллекта» (AIRI), кандидат физико-математических наук);
  • «Содержание дополнительного профессионального образования: вызовы современности» (Конова Фатима Руслановна , руководитель Образовательного центра K&P.Education, медиатор Центра медиации при РСПП, член Комиссии по финансовому законодательству МО АЮР; эксперт Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов);
  • «Особенности участия организаций профессионального образования в заключении и реализации соглашений ГЧП в научно-технологической сфере: нормативно-правовое обеспечение» (Бондаренко Наталья Валерьевна , руководитель Центра образовательного законодательства и проблем правоприменения РАО);
  • «Классическое юридическое образование и современность» (Давидян Гаяне Михайловна, доцент кафедры истории государства и права МГУ, кандидат юридических наук);
  • «Лингвистическая безопасность цифровой образовательной среды: филологические и юридические аспекты» (Белоус Анастасия Александровна , доцент кафедры русского языка Института мировой медицины Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации, кандидат филологических наук);
  • «Перспективы развития юридического образования в условиях цифровизации» (Шульгина Елена Александровна , ассистент кафедры правовой информатики, информационного и цифрового права Юридического факультета МГУ);
  • «Правовые и организационные аспекты проектной работы в образовательном процессе вуза на примере создания студенческих печатных изданий» (Багаутдинова Сания Рустамовна, доцент кафедры экологического и земельного права Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова , кандидат юридических наук, совместно со студентами: Шахмурзаевым Магомедом Имрановичем , магистрантом Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Дзыза Александром Александровичем, магистрантом Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова);
  • «Путь в профессию: взгляд цифровой молодежи» (Захаренко Юлия Николаевна , руководитель медиацентра «Капцовка» ГБОУ «Школа № 1520 им. Капцовых» (партнерская школа Юридического факультета МГУ). Совместный доклад с учениками школы № 1520 имени Капцовых Занджирбековым Захаром, Зимницкой Катериной, Ивановым Даниилом, Мерлинкиной Софьей, Науменко Иваном).

Участники секции «Методологические основы нормативного правового регулирования профессионального образования: вызовы и перспективы» подчеркнули значимость интеграции современных научных подходов в регулирование сферы профессионального образования. Эксперты акцентировали внимание на необходимости разработки гибких и адаптивных норм, что позволит эффективно реагировать на вызовы времени, включая цифровизацию и глобализацию.

Одним из ключевых результатов дискуссии стало обоснование важности междисциплинарного подхода при создании нормативных актов, который учтет мнения всех заинтересованных сторон, включая образовательные учреждения и работодателей. Собравшиеся пришли к выводу о необходимости повышения прозрачности и доступности нормативной базы в целях улучшения качества образования.

В ходе обсуждений также были предложены рекомендации по созданию механизмов оценки и обновления действующих стандартов с учетом требований современного рынка труда. Секция подтвердила актуальность обсуждаемых вопросов и готовность ее участников к сотрудничеству для достижения совместных целей.

СЕКЦИЯ «РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ»

Вели заседание Смолин Олег Николаевич, Зернов Владимир Алексеевич и Стриханов Михаил Николаевич. Доклады, представленные на секции, раскрыли особенности использования информационных технологий и ИИ в образовательной сфере:

  • «Нормативно правовое регулирование новой модели образования» (Смолин Олег Николаевич , первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, академик РАО, доктор философских наук, профессор);
  • «Актуальные вопросы деятельности цифровой кафедры в условиях цифровой трансформации вуза» (Минцаев Магомед Шавалович , ректор ФГБОУ ВО «ГГНТУ им. акад. М.Д. Миллионщикова», член-корреспондент РАО, доктор технических наук, профессор);
  • «Нормативно-правовое регулирование образовательного процесса в вузе 6 вектор развития» (Дарда Игорь Владимирович , проректор по качеству образования и аккредитации АНО ВО «РосНОУ», доктор технических наук, профессор);
  • «Характеристики правового регулирования в контексте новой модели профессионального образования» (Мацкевич Игорь Михайлович ректор Университета прокуратуры РФ, государственный советник юстиции 3 класса, доктор юридических наук, профессор);
  • Особенности нормативно-правового регулирования частного вуза в условиях новой модели образования" (Сливин Тимур Станиславович по научно-методической работе АНО ВО «РосНОУ», доктор педагогических наук, профессор);
  • «Нормативно-правовое регулирование как драйвер развития профессионального образования» (Идрисова Виттория Викторовна , ректор ФГБОУ ВО «Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ, кандидат экономических наук);
  • «Формирование у обучающихся в вузе способности нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению с применением информационных технологий и искусственного интеллекта в соответствии с законодательствами РФ» (Шматко Алексей Дмитриевич , руководитель научного центра РАО БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова, член-корреспондент РАО, доктор экономических наук, профессор; Бурмакин Владислав Михайлович , старший преподаватель научного центра РАО БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова).

Участники секции сформулировали ряд важных выводов относительно актуальности внедрения цифровых технологий в образовательный процесс. Эксперты акцентировали внимание на необходимости разработки четкой правовой базы, которая обеспечит безопасность данных и защиту прав студентов при использовании ИТ-решений.

Среди ключевых результатов выделяется необходимость формирования комплексного подхода к интеграции искусственного интеллекта в образовательные практики, учитывающего права и обязанности как обучаемых, так и учебных заведений. Участники обсудили вопросы ответственности за ошибки, возникающие при использовании ИИ, и резюмировали важность повышения правовой грамотности преподавателей и студентов.

Секция подтвердила, что будущее высшего образования невозможно без активного внедрения информационных технологий, однако этот процесс требует четкой регуляции и постоянного мониторинга изменений в правовой сфере. Участники выразили готовность к сотрудничеству для создания гармоничной цифровой образовательной среды.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Участникифорума  пришли к важным выводам о необходимости совершенствования законодательной базы в области профессионального образования в условиях реформы и трансформации образовательных отношений в целом. Эксперты обратили внимание на пробелы в действующих законах, которые мешают адаптации образовательных программ к динамичным требованиям рынка труда. Одним из ключевых стало предложение акцентировать внимание на партнерстве образовательных учреждений с работодателями, что создаст более эффективные механизмы обратной связи.

Участники конференции также обозначили необходимость регулярного мониторинга актуальности образовательных стандартов.

Конференция стала площадкой для обсуждения современных проблем и обмена передовым опытом, что свидетельствует об устойчивом развитии профессионального образования в соответствии с глобальными трендами.






Похожие