К 200-летию Константина Дмитриевича Ушинского

11 марта 2023 г.

На улице российского юридического образования праздник: 200 лет назад родился Константин Дмитриевич Ушинский, выдающийся выпускник Юридического факультета Московского университета, о котором его современник Лев Модзалевский написал: «Ушинский — это наш действительно народный педагог, точно так же как Ломоносов — наш народный ученый, Суворов — наш народный полководец, Пушкин — наш народный поэт, Глинка — наш народный композитор».

 

Ушинский Константин Дмитриевич

(19.02(03.03).1823, Тула — 22.12.1870 (03.01.1871), Одесса, похоронен в Киеве) — русский педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России.

Из дворян Черниговской губ., сын подполковника, участника Бородинского сражения, после отставки служившего по ведомству МФ в казенных палатах Олонецкой, Тульской и Вологодской губ., мелкопоместного помещика Новгород-Северского у. Дмитрия Григорьевича Ушинского  (1787-п. 1843). Константин, получив первоначальное воспитание под руководством матери, Любови Степановны, хорошо образованной, разбудившей в сыне жажду знаний и любовь к книге (у отца была обширная библиотека), с 1833 по 1840 семь лет обучался в Новгород-Северской гимназии, директором которой с 1825 по 1838 был воспитанник юридического факультета ИМУ (1797), один из основателей Харьковского университета и декан нравственно-политического отделения ИХУ Илья Федорович Тимковский (1773-1853). О нем Ушинский сохранил самые теплые воспоминания, перенял страстную любовь к науке, именно от него и учителя истории М.Г.Ерофеева узнал о следствии по делу декабристов, о «политическом вольнодумстве некоторых профессоров и учащихся Нежинской гимназии высших наук». Однако после смерти матери в 1835 и второй женитьбы отца Константин «при превосходных дарованиях старание к приобретению знаний употреблял посредственное», что было особо отмечено руководством гимназии в его свидетельстве, полученном в 1840 вместо аттестата при увольнении «для дальнейшего образования в Московском университете». В августе 1840, выдержав успешно вступительные испытания, был зачислен на юридический факультет столичного университета, который окончил в 1844 с суммой баллов 74 (по 15 предметам полного курса) и 3 июня Университетским советом был утвержден в степени кандидата. В августе 1844 он был представлен Совету деканом факультета Н.И.Крыловым на утверждение «по степени познаний и количеству баллов» в звании «отличнейшего кандидата» (в июне на утверждение в этом звании был рекомендован князь Владимир Черкасский, получивший на испытаниях 75 баллов, но отказавшийся от него в пользу подготовки к степени магистра; в дальнейшем князь В.А.Черкасский приобрел известность как Московский городской голова и деятель освобождения Болгарии в 1878). Ушинский остался в Москве, где частные занятия совмещал с подготовкой к магистерскому экзамен. В мае 1846 он получил приглашение в ярославский Демидовский лицей на кафедру энциклопедии законоведения, где преподавал с успехом до 1849, когда вынужден был оставить лицей после обвинений в неблагонадёжности, не желая подчиняться таким требованиям начальства, которые могли «убить живое дело». Сотрудничал в журналах «Современник» (1852–54) и «Библиотека для чтения» (1854–55).

С 1854 преподаватель русской словесности и юридических предметов Гатчинского сиротского института, в 1855–59 инспектор его классов. В стенах этого учебного заведения К.Д. Ушинский обнаружил архив одного из прежних инспекторов Гатчинского сиротского института — Е.О. Гугеля, в котором он нашел, как писал позже сам У., «полное собрание педагогических книг». Эти книги оказали на него огромное влияние. Позже он написал одну из лучших своих статей по педагогике «О пользе педагогической литературы», имевшую огромный общественный успех. У. стал постоянным автором «Журнала для Воспитания», где писал статьи на систему воспитания и образования в России. Также он сотрудничал в журналах «Современник» (1852–1854) и «Библиотека для чтения» (1854-55).

В 1859 У. стал инспектором классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения. Он ввел новый план обучения, главными предметами стали русский язык и литература, а также естественные науки. На уроках физики и химии он ввел опыты, так как эти наглядные принципы обучения способствовали лучшему усваиванию и пониманию тем. Ввел он двухлетний педагогический класс сверх общеобразовательных семи классов, чтобы воспитанницы лучше подготовились к полезному труду. Он также ввел в практику педагогической работы конференции и совещания для учителей. Воспитанницы же получали право отдыхать на каникулах и в праздники у родителей. Всем этим новшествам был очень рад Константин Ушинский.

После конфликта с начальницей института М. П. Леонтьевой, обвинившей У. в вольнодумстве, непочтительном отношении к начальству, атеизме и других проступках подобного рода, его под благовидным предлогом в 1862 удалили из института, направив на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела. Ушинский побывал в Швейцарии, Германии, Франции, Бельгии и Италии, где он посещал и изучал учебные заведения — женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, считавшиеся самыми передовыми в части новаций в педагогике. Свои мысли и заключения он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии».

За границей в 1864 он написал и издал учебную книгу «Родное слово» и книгу «Детский мир». По сути это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Это были познавательные и увлекательные учебники. Особенно много было рассказов для ребят, начинающих читать. Он показал им, каким бывает интересным окружающий мир. Но самое главное, Ушинский знакомил ребят с такими понятиями, как «справедливость», «добро» и «трудолюбие», а именно раскрыл вопрос, каким может быть счастливый человек. Книга переиздавалась более сотни раз и была актуальной долгие годы.

У. также написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному слову» — «Руководство к преподаванию по „Родному слову“ для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное влияние на русскую народную школу. Оно и по сей день актуально как пособие по методике преподавания родного языка. До 1917 года оно выдержало 146 изданий!

В середине 1860-х У. с семьей вернулся в Россию. Его последний главный научный труд Ушинского — «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии» — начали печатать в 1867. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868, а через некоторое время вышел второй том. Третий том остался незавершенным.

Соратник великого педагога и его ученик Л.Н. Модзалевский емко и точно определил место Константина Дмитриевича в истории русской культуры: «Ушинский — это наш действительно народный педагог, точно так же как Ломоносов — наш народный ученый, Суворов — наш народный полководец, Пушкин — наш народный поэт, Глинка — наш народный композитор».

В последние годы жизни У. выступал как общественный деятель. Он писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском съезде в Симферополе в 1870. Летом того же года на охоте погиб его старший сын Павел, после этой трагедии уже больной У. решил переехать в Киев, где купил дом. Вскоре по дороге в Крым для лечения остановился в Одессе, где скоропостижно скончался. Похоронен в Киеве на территории Выдубецкого монастыря.

Соч.: Собр. соч., т. 1–11, М. — Л., 1948–52; Архив К. Д. Ушинского, т. 1–4, М., 1959-1962: Избр. педагогические соч., т. 1–2, М., 1974.

Архив: ЦГАМ. Ф. 418. Оп. 171. Д. 236 О принятии в студенты (1840); Оп. 13. Д. 97-а О выдаче аттестатов (1844); Оп. 13. Д. 53 Об отличных кандидатах (1844).

Лит.: Лордкипанидзе Д. О., Педагогическое учение К. Д. Ушинского, 3 изд., М., 1954; Данилов М. А., Дидактика К. Д. Ушинского, М. — Л., 1948; Струминский В. Я., Основы и система дидактики К. Д. Ушинского, М., 1957; его же, Очерки жизни и педагогической деятельности К. Д. Ушинского, М., 1960; Гончаров Н. К., Педагогическая система К. Д. Ушинского, М., 1974; «Советская педагогика», 1974, № 2 (номер посвящен У.); Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в., под ред. А. И. Пискунова, М., 1976, гл. 12.

 

Документы:

На фото:

  • Ушинский Константин — студент-старшекурсник ИМУ
  • Ушинский Константин Дмитриевич. Цветной портрет

 

Материал подготовлен ведущим специалистом учебного отдела Юридического факультета МГУ Геннадием Николаевичем Рыженко. В приложении приведены редкие архивные документы.






Похожие