Интервью с Сергеем Геннадьевичем Пепеляевым
Интервью проведено межкафедральной лабораторией социально-правовых исследований и сравнительного правоведения к 270-летию МГУ имени М.В. Ломоносова в рамках опроса выпускников Юридического факультета, добившихся выдающихся профессиональных успехов.
Сергей Геннадьевич Пепеляев — кандидат юридических наук, управляющий партнер компании «Пепеляев Групп», адвокат, доцент кафедры финансового права Юридического факультета МГУ.
Год выпуска из Московского университета: 1987.
Уровень образования, полученного на Юридическом факультете МГУ: специалитет, аспирантура.
Наличие ученой степени: кандидат наук.
— Сергей Геннадьевич, что Вы можете сказать об атмосфере на Юридическом факультете МГУ в Ваши студенческие годы?
— Я окончил с золотой медалью простую деревенскую школу в рабочем поселке Подмосковья. Занимался на заочных подготовительных университетских курсах, т. е. писал работы в тетрадках, отсылал, и мне их возвращали уже с правкой. Сдал экзамены с первого раза, как раз на уровне проходного балла.
В то время было больше организованности и требовательности, чем сейчас. Строгий контроль за посещением занятий: на семинарах — само собой, а на лекциях отмечали присутствующих и перед началом, и в конце. Все это очень дисциплинировало. Человек просто по своей природе ленив. Это обычно, это нормально. Ему необходимо учиться эту лень преодолевать, и дисциплина здесь как раз хороший помощник.
В целом не было такого, чтобы преподаватель приходил и весь семинар рассказывал какие-то истории из своей жизни. Конечно, воспоминания приводились в качестве иллюстрации — но не более. Поэтому мне было еще интереснее учиться: я видел, что преподавательский состав тоже отдается этому процессу полностью.
— Поделитесь, пожалуйста, самым ярким воспоминанием студенчества.
— Конечно, первая дружба, и понимание, кто есть кто по жизни, кто как относится к работе и к товарищам по учебе. Другое яркое впечатление —это моя работа в молодежном театре МГУ. Я смог туда пойти на втором курсе, потому что весь первый курс был с головой в учебе.
— Вам довелось играть в этом театре?
— Режиссером нашего молодежного театра был Александр Четверкин — театральный режиссер из Малого театра, где он ставил полноразмерные спектакли с такими актерами, как Виталий Соломин, Элина Быстрицкая. Наш театр был не каким-то клубом по интересам, а серьезным коллективным трудом. Ты должен был вовремя прийти, опоздания на репетиции не допускались. Проводились физические и речевые разминки. Нас учили говорить так, чтобы был правильный посыл голоса, чтобы голос охватывал все пространство, в котором он звучит. Показывали различные театральные приемы, например, как правильно взаимодействовать с партнером по сцене.
Мы поставили прекрасный спектакль «Лисистрата» по Аристофану, «Баню» по Маяковскому, «Хищные вещи века» по Стругацким. Ездили два раза на большие гастроли: один раз в Бельгию, в город Льеж, в другой раз в Марокко, на фестивали студенческих театров в Касабланке. И было много маленьких поездок по областям и по республикам. Конечно, потом приходилось наверстывать учебу.
— Значит, Вы и получили полезные навыки для будущей профессии, и реализовали свою мечту?
— Да, это очень важные навыки в том числе для работы, потому что постоянно приходится выступать — в судах, на семинарах, на конференциях. Театр научил чувствовать публику и правильно разговаривать с аудиторией, чтобы тебя просто услышали и поняли. И другой навык отсюда же — чувствовать фальшь. Ты уже интуитивно понимаешь, когда человек врет. Сцена развивает такое чувство.
— Как Вы думаете, какие потенциальные возможности дает наш факультет?
— Я не думаю, а уверен, что основное — это фундаментальное знание науки, институтов права. Важно понимать, почему в законе сейчас так написано и как это может измениться. Или другая ситуация, когда норма закона не выражает право и это можно оспорить, например, в Конституционном Суде, — тогда это высший пилотаж. Но для этого нужно знать именно право, а не только законодательство.
Главное — это, конечно, постижение основ. Поэтому я говорю студентам, что не нужно спешить устаиваться на любую работу. В юридической фирме вас, очевидно, чему-то научат, вы получите какие-то навыки и умения, но вам там не дадут концептуальных основ. Их можно получить только в университете. Как будущие специалисты вы должны основное время тратить на учебу. Это игра вдолгую, это ваш будущий капитал.
— После выпуска из МГУ имени М.В. Ломоносова Вам приходилось видеть реакцию коллег, работодателей, клиентов, узнавших, какой именно вуз и факультет вы окончили?
— Конечно. Когда я пошел устраиваться на первую свою работу, мой работодатель, окончивший экономический факультет МГУ, с радостью меня принял.
— При отборе кандидатов на должность юриста при прочих равных условиях диплом МГУ будет давать какие-то привилегии?
— Пожалуй, да, но так никогда не бывает. Кандидаты не могут быть абсолютно во всем друг на друга похожи. Если бы такая идеальная ситуация случилась, я бы сначала задал вопросы: кто был вашим научным руководителем в МГУ? Какая тема дипломной работы? На какой кафедре специализировались? Это интересно и, конечно, сближает. А затем я бы перешел к более важному аспекту — вовлеченности в профессию. Насколько активно студент участвовал в научных кружках и конференциях, может быть, у него уже даже есть публикации, — все это гораздо существеннее, потому что и в МГУ среди студентов бывают случайные люди, и в других вузах есть замечательные студенты. Смотреть надо не только на диплом. Но на оценки в дипломе я смотрю обязательно.
— На основе Вашего опыта общения с коллегами-юристами сравните полученное на Юридическом факультете МГУ образование с тем, которое дают другие вузы.
— Я не стал бы с высокомерием утверждать, что существует какая-то катастрофическая разница. Но стоит обратить внимание на объективные критерии, в том числе учесть разницу в программах. Скажем, гражданское право преподается у нас четыре семестра, а в МГИМО, например, всего два. И, сравнивая, понимаешь, кто к чему готовился, кто где может лучше реализоваться.
В общем, диплом важен, но диплом — еще не все. Необходимо доказать, что ты не просиживал штаны на студенческой скамье впустую. Но если студент мотивированный, то очевидно, что в МГУ у него намного больше возможностей получить фундаментальные знания.
— Вы состоите в ассоциации выпускников?
— Нет, не состою. Но мы сами постоянно помогаем факультетской библиотеке с книжными новинками и то, что сами выпускаем, передаем на факультет. К тому же организуем много совместных конференций. Например, уже больше 20 лет проводится международная конференция «Налоговое право в решениях Конституционного Суда».
— Поддерживаете ли Вы отношения с однокурсниками, преподавателями?
— У нас был очень дружный курс, и мы до сих пор довольно часто собираемся. Раз в год происходит большая встреча курса. И еще в течение года на какие-то мероприятия собираемся небольшими компаниями. У нас есть даже телеграм-канал с друзьями — с кем дружили, когда были студентами. Там тоже общаемся.
— Кто из преподавателей Вам больше всех запомнился и оказал наибольшее влияние на Ваше дальнейшее профессиональное развитие, карьерный рост?
— На первом курсе моим научным руководителем была Нина Александровна Крашенинникова. Она преподавала историю зарубежных стран, и мне очень нравилось с ней работать.
Потом моим научным руководителем стала Наталья Александровна Богданова. И вот она особенно многому меня научила. Для меня Наталья Александровна — образец преподавательского честного отношения к делу. Например, ты сдаешь ей курсовую работу, а она возвращает тебе ее всю исписанную, перечерканную, исправленную. Видно, что она с этим текстом поработала, и потом разбирает с тобой все подробно. Это учит особому отношению и к науке вообще, и к письменному научному труду в частности.
Также у нас на кафедре в то время работал Олег Емельянович Кутафин, мой руководитель диплома. Он же вел научный студенческий кружок, в котором я тоже участвовал. При всей своей занятости и популярности он был весьма серьезно погружен в науку, но и со студентами занимался очень активно.
Нинель Федоровна Кузнецова по криминологии преподавала очень ярко. Читала так импульсивно, увлеченно.
Сергей Дмитриевич Цыпкин, доктор наук, профессор по финансовому праву, был моим научным руководителем в аспирантуре по кандидатской диссертации.
— Интересно Ваше профессиональное мнение: стоит ли что-нибудь изменить в программе обучения по финансовому, налоговому праву?
— Я бы не стал вводить какие-либо «модные» курсы на злобу дня. Все-таки речь идет о получении фундаментальных знаний, это самое важное. Все остальное, например ораторское мастерство, какие-то цифровые элементы и тому подобное, можно наверстать позже, в порядке самообразования.
— Если бы Вы вернулись в школьные годы, то повторили бы свой выбор вуза?
— Да, безусловно. Я нисколько не пожалел, что окончил Юридический факультет МГУ. Нисколько. Режиссер в театре сказал мне, что хорошего или выдающегося актера из меня не получится, а вот хороший адвокат — да.
— Порекомендуете ли Вы наш факультет своим друзьям и близким?
—- У меня два сына. Старший уже отучился, а младший в этом году окончил бакалавриат Юридического факультета МГУ, поступил в магистратуру на финансовое право. Он сам выбрал, а я поддержал его, зная высокое качество преподавания данной отрасли права, так как все коллеги глубоко погружены в практику именно по этой специализации. Они не из тех, кто преподает одно, а работает в другой области. Коллеги на самом пике всей проблематики, которая сейчас обсуждается в Верховном Суде, Конституционном Суде, в Государственной Думе. Поэтому, конечно, наша кафедра очень сильная.
— Что бы Вы пожелали абитуриентам и первокурсникам Юридического факультета?
— Не тратить время впустую. Понятно, что в юном возрасте очень много соблазнов, но у вас сейчас есть такие возможности, которых потом не будет. На факультете богатая библиотека, замечательные научные центры на кафедрах, где тоже есть литература. И было бы расточительно всем этим не пользоваться именно в молодости. Всему можно найти время. Конечно, нежданно вспыхивает любовь, когда ее совсем не ждешь, и хочется заниматься какими-то хобби. Но если уже поступил, то учись и бери от учебы максимум. Ведь часто говорят: «Ох, как мне жаль школьных или университетских лет». Мне лично жаль тех, кто это время потерял. Поэтому самое главное сейчас — учиться, учиться и еще раз учиться.
—- Большое Вам спасибо!