II. Мониторинг качества образования на юридическом факультете

НИР «Качество образования и критерии эффективности профессиональной подготовки юридических кадров»

Мониторинговое исследование характеристик учебного процесса, направленное на совершенствование образовательной модели на Юридическом факультете в целях подготовки высококвалифицированных специалистов.

В рамках данного исследования решается ряд конкретных прикладных задач:

Интеграция образовательной и исследовательской деятельности, а также внедрение результатов исследований, проводимых лабораторией, в учебный процесс способствует сохранению уникального научного и образовательного потенциала факультета.

Исследования за 2023 год

1. Перспективы набора в магистратуру Юридического факультета МГУ.

2. Рейтинг преподавателей — 2023 год (опрос бакалавров).

Исследования за 2022 год

1. Самоощущение студентов, обучающихся на Юридическом факультете МГУ.

2. Рейтинг преподавателей-2022 год (опрос бакалавров-выпускников).

Исследования за 2021 год

1. Качество образования и критерии эффективности профессиональной подготовки юридических кадров на Юридическом факультете МГУ.

2. Дистанционное обучение: опыт первокурсника 2021.

3. Проблемы адаптации магистрантов к дистанционному формату 2021.

4. Вопросы развития и совершенствования магистерских программ Юридического факультета МГУ.

5. Рейтинг преподавателей.

Исследования за 2020 год

1. Качество преподавания неюридических дисциплин на Юридическом факультете МГУ (иностранные языки)

2. Учебный процесс на Юридическом факультете в условиях пандемии

3. Экспертный опрос преподавателей Юридического факультета МГУ «Переход на дистанционный формат обучения»

4. Качество образования и критерии эффективности профессиональной подготовки юридических кадров

5. Перспективы набора в магистратуру Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

6. Рейтинг преподавателей — 2020 год

Исследования за 2019 год

1. «Адаптация студентов первого курса к образовательному процессу на юридическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова (февраль-март 2019 г.).

2. Рекомендации по повышению посещаемости лекций (по итогам рабочей группы по проработке и внедрению в практику рекомендаций, разработанных на основе проведённых лабораторией социально-правовых исследований и сравнительного правоведения исследований по качеству образования на Юридическом факультете (март 2019 г.).

3. «Самоподготовка студентов в процессе обучения» (апрель-июнь 2019 г.).

4. «Рейтинг преподавателей 2019» (октябрь-ноябрь 2019 г.).

5. Аналитическая записка «Повышение эффективности работы магистратуры Юридического факультета МГУ имени М.В, Ломоносова» (декабрь 2019 г.).

6. Опрос студентов по прослушанным курсам лекции (февраль-март 2019 г.).

Исследования за 2018 год

1. Повышение эффективности учебного процесса. Спецотделение второго высшего образования.

2. Рейтинг преподавателей — 2018 г.

3. Основные проблемы совершенствования и развития магистерских программ на юридическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова.

4. Причины пропуска студентами лекционных занятий (опрос студентов).

5. Рейтинг преподавателей (апробация новой методики, пилотажное исследование).

Исследования за 2017 год

1. Абитуриент 2017: детерминанты выбора.

2. Рейтинг преподавателей-2017 г. (опрос бакалавров-выпускников).

3. Трудоустройство выпускников и эффективность профориентационной политики Юридического факультета МГУ (опрос выпускников бакалавриата и магистратуры).

Исследования за 2016 год

1. Эффективность информационной политики привлечения абитуриентов на юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова.

2. Качество образования в оценках и мнениях профессорско-преподавательского состава юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

3. Перспективы поступления в магистратуру Юридического факультета МГУ.

4. Жизненные стратегии первокурсника: социологический портрет.

5. Рейтинг преподавателей-2016 г. (опрос бакалавров-выпускников).

6. Трудоустройство выпускников 2016 г.

7. Причины снижения успеваемости студентов (по результатам исследований 2014-2016 гг.).

8. Центр азиатских правовых исследований — стратегия привлечения студентов к изучению правовых систем стран Азии.

Исследования за 2015 год

1. Трудоустройство выпускников юридического факультета МГУ.

2. Качество образования в оценках и мнениях студентов.

3. Магистратура юридического факультета: эффективности стратегии образовательного процесса.

4. Образовательная стратегия по привлечению способных и мотивированных абитуриентов на юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова.

5. Рейтинг преподавателей-2015 (опрос бакалавров-выпускников).

Публикации за 2023

с.н.с., к.с.н. Захаренко (Хвыля-Олинтер) Надежда Андреевна

Захаренко Н. А. Диагностика качества образования в вузе // Российское общество сегодня: ценности, институты, процессы [Электронный ресурс] : материалы Всероссийской научной конференции XVII Ковалевские чтения (16-18 ноября 2023 года). — Сциентиа Санкт-Петербург: 2023

Захаренко Н. А., Клочкова А. В. Социально-психологическое самочувствие студентов: результаты социологического исследования // Педагогика и психология образования. — 2023. — № 1

Публикации за 2022

Еркин А. А., Дьякова Н. В. Государственная судебно-экспертная деятельность: перспективы развития и проблемы подготовки кадров // Законодательство. — 2022. — № 11

зав. лаб, к.с.н. Клочкова Анна Валентиновна

Клочкова А. В. Современный студент: ценности и риски // Материалы всероссийской научной конференции XVI Ковалевские чтения Социология в постглобальном мире: проблемы и перспективы. — Скифия-принт: 2022

Клочкова А. В. Качество юридического образования в оценках и мнениях студентов // Право и образование. — 2022. — № 9

Публикации за 2021

Захаренко Н. А., Таирова А. Т. Дистанционное обучение в высшей школе: накопленный опыт и практика в условиях пандемии // Право и образование. — 2021. — № 1

Захаренко Н. А., Клочкова А. В. Вопросы совершенствования и развития магистерских программ по юриспруденции // Образование и право. — 2021. — № 11

зав. лаб, к.с.н. Клочкова Анна Валентиновна

Клочкова А. В. Цифровая трансформация образовательного процесса в высшей школе (по результатам исследования юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова) // Образование и право. — 2021. — № 4

Публикации за 2020 год

Захаренко Н. А., Клочкова А. В. Дистанционное образование в высшей школе: за и против // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. — 2020. — Т. 11, № 4

Публикации за 2019 год

с.н.с., к.с.н. Захаренко (Хвыля-Олинтер) Надежда Андреевна

Монография «Коммуникационная и информационная политика привлечения абитуриентов в гуманитарные вузы (на примере Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)». — РУСАЙНС Москва, 2019. В соавторстве.

зав. лаб, к.с.н. Клочкова Анна Валентиновна

1. Рейтинг преподавателей в оценках студентов как один из критериев качества преподавания. Право и образование. 2019.№ 11. с.38-46

2. Монография «Коммуникационная и информационная политика привлечения абитуриентов в гуманитарные вузы (на примере Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)». — РУСАЙНС Москва, 2019. В соавторстве.

м.н.с. Корчагина Тамара Павловна

1. Проблемы адаптации первокурсников к учебному процессу на юридическом факультете МГУ (итоги круглого стола) // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. — 2019. — № 2. — С. 129–131.

2. Монография «Коммуникационная и информационная политика привлечения абитуриентов в гуманитарные вузы (на примере Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)». — РУСАЙНС Москва, 2019. В соавторстве.

Публикации за 2018 год

с.н.с., к.с.н. Захаренко (Хвыля-Олинтер) Надежда Андреевна

Формирование гражданско-патриотических установок студентов высшей школы // Социально-экономическое и правовое управление как фактор устойчивого развития бизнеса и образования в будущем : сб. науч. тр. по материалам Всерос. науч. — практ. конф. (с международным участием), 3 октября 2018 г. — Изд-во Мордов. ун-та Саранск, 2018. — С. 417–422.

зав. лаб, к.с.н. Клочкова Анна Валентиновна

1. Академическая среда: точки роста Шаронова А.А., Клочкова А.В. в журнале Вестник Московского университета. Серия 11: Право, издательство Изд-во Моск. ун-та (М.), № 1, с. 116-124

2. Экспертная оценка подготовки старшеклассников в системе привлечения абитуриентов Клочкова А.В. в сборнике Сборник материалов ХIII Всероссийской научно-методической конференции «Актуальные проблемы совершенствования высшего образования», место издания Ярославль, с. 94-96

с.н.с., к.ф.н. Шаронова Алла Адольфовна

1. Академическая среда: точки роста Шаронова А.А., Клочкова А.В. в журнале Вестник Московского университета. Серия 11: Право, издательство Изд-во Моск. ун-та (М.), № 1, с. 116-124

2. Современный абитуриент: детерминанты выбора Шаронова А.А. в журнале Вестник Московского университета. Серия 11: Право, издательство Изд-во Моск. ун-та (М.), № 2, с. 116-124

3. Основные факторы образовательного и профессионального самоопределения студенческой молодежи Шаронова А.А. в сборнике Актуальные проблемы совершенствования высшего образования, место издания ЯрГУ г.Ярославль, с. 257-259

Публикации за 2017 год

зав. лаб, к.с.н. Клочкова Анна Валентиновна

1. Проблема интеграции студентов в научную сферу деятельности (по результатам мониторинговых исследований Юридического факультета МГУ) Клочкова А.В., Шаронова А.А. в журнале Право и образование, № 2, с. 39-44

2. Система привлечения высокомотивированных абитуриентов: проблемы и стратегия повышения эффективности Клочкова А.В. в журнале Вестник Московского университета. Серия 11: Право, издательство Изд-во Моск. ун-та (М.), № 3, с. 72-87

3. Современные выпускники юридического вуза: навыки и компетенции
Клочкова А.В. в сборнике Право и экономика. Междисциплинарные подходы в науке и образовании, место издания РГ-Пресс Москва, с. 26-31

с.н.с., к.с.н. Хвыля-Олинтер Надежда Андреевна

Концепция учебного пособия по курсу «Основы государственной культурной политики Российской Федерации» СУЛАКШИН С.С., Багдасарян В.Э., Хвыля-Олинтер Н.А., Волошинович Т.И., Гаганов А.А., Дегтев А.А., Кравченко Л.И., Шишкина Н.И.
место издания Наука и политика Москва, 112 с.

с.н.с., к.ф.н. Шаронова Алла Адольфовна

1. Приоритетные направления развития науки и образования Шаронова А.А., под общ ред Г.Ю.Гуляева место издания МЦНС «Наука и Просвещение» Пенза, ISBN 978-5-907023-42-0, 278 с.

2. Проблема интеграции студентов в научную сферу деятельности (по результатам мониторинговых исследований Юридического факультета МГУ) Клочкова А.В., Шаронова А.А. в журнале Право и образование, № 2, с. 39-44

3. Профессиональные и образовательные траектории студентов юридического факультета МГУ: критерии выбора Шаронова А.А. в сборнике Право и экономика. Междисциплинарные подходы в науке и образовании, место издания РГ-Пресс Москва, с. 49-55

Публикации за 2016 год

с.н.с., к.с.н. Васенина Ирина Владимировна

Мотивационные установки абитуриентов юридического факультета МГУ Васенина И.В. в журнале Вестник Московского университета. Серия 11: Право, издательство Изд-во Моск. ун-та (М.), № 4, с. 84-98

зав. лаб, к.с.н. Клочкова Анна Валентиновна

1. Подготовительные курсы как наиболее эффективный инструмент привлечения мотивированных абитуриентов на юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова Клочкова А.В., Шаронова А.А. в журнале Вестник Московского университета. Серия 11: Право, издательство Изд-во Моск. ун-та (М.), № 6, с. 109-124

2. Привлечение талантливых абитуриентов как актуальное направление образовательной стратегии в условиях реформы образования
Клочкова А.В., Хвыля-Олинтер Н.А. в журнале Вестник Московского университета. Серия 11: Право, издательство Изд-во Моск. ун-та (М.), № 2, с. 111-127

3. Экспертная оценка процесса привлечения мотивированных и способных абитуриентов: возможности и риски Клочкова А.В., Шаронова А.А. в журнале Вестник Московского университета. Серия 11: Право, издательство Изд-во Моск. ун-та (М.), № 5, с. 97-117

4. О некоторых проблемах современного юридического образования
Клочкова А.В. в сборнике Материалы III Московского юридического форума, научно-практической конференцией «Юридическое образование в России: история и современность, место издания МГЮА Москва, с. 81-86

5. Последствия реформ в сфере образования Клочкова А.В. в сборнике Материалы международной научной конференции «Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке (к 100-летию Русского социологического общества имени М.М. Ковалевского)» 10-12 ноября 2016 года, место издания Санкт-Петербург Скифия-Принт, с. 700-701

м.н.с. Корчагина Тамара Павловна

Организация работы с абитуриентами в ведущих юридических вузах России
Корчагина Т.П. в журнале Вестник Московского университета. Серия 11: Право, издательство Изд-во Моск. ун-та (М.), № 3, с. 72-83

с.н.с., к.с.н. Хвыля-Олинтер Надежда Андреевна

1. Привлечение талантливых абитуриентов как актуальное направление образовательной стратегии в условиях реформы образования
Клочкова А.В., Хвыля-Олинтер Н.А. в журнале Вестник Московского университета. Серия 11: Право, издательство Изд-во Моск. ун-та (М.), № 2, с. 111-127

2. Эмиграционные установки учащейся молодежи: анализ проблемной ситуации
Хвыля-Олинтер Н.А. в журнале Вестник Московского университета. Серия 11: Право, издательство Изд-во Моск. ун-та (М.), № 5, с. 99-107

3. Стратегії розвитку російської освіти: інновації та ризики // Освiтнi iнновацii: фiлософiя, психологiя, педагогiка : матерiалы III Мiжнародноi науково-практичноi конференцii, 8 грудня 2016 року : у 3 ч. — Т. 3. — ФОП Цьома С.П Суми, 2016. — С. 224–228.

4. Динамика портрета современной российской молодежи // Труды Центра научной политической мысли и идеологии. Вып. № 21, июнь 2016 г. — Наука и политика Москва, 2016. — С. 4–39.

с.н.с., к.ф.н. Шаронова Алла Адольфовна

1. Выбор образовательной траектории потенциальными абитуриентами: конкурентные преимущества юридического факультета МГУ
Шаронова А.А. в журнале Вестник Московского университета. Серия 11: Право, издательство Изд-во Моск. ун-та (М.), № 3

2. Подготовительные курсы как наиболее эффективный инструмент привлечения мотивированных абитуриентов на юридический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова Клочкова А.В., Шаронова А.А. в журнале Вестник Московского университета. Серия 11: Право, издательство Изд-во Моск. ун-та (М.), № 6, с. 109-124

3. Экспертная оценка процесса привлечения мотивированных и способных абитуриентов: возможности и риски Клочкова А.В., Шаронова А.А. в журнале Вестник Московского университета. Серия 11: Право, издательство Изд-во Моск. ун-та (М.), № 5, с. 97-117

Публикации за 2015 год

зав. лаб, к.с.н. Клочкова Анна Валентиновна

1. Использование инновационных технологий в целях повышения эффективности учебного процесса / Клочкова А.В., Шаронова А.А. // Вестник Московского университета. Серия 11. Право; — 2015 г.— № 3, — с. 86-97.

2. Профессиональные траектории выпускников Юридического факультета МГУ / Клочкова А.В., Шаронова А.А. // Вестник Московского университета. Серия 11. Право; — 2015 г. — № 4, — с. 105-110.

3. Трудоустройство выпускников как критерий качества юридического образования МГУ. В соавторстве. Новая адвокатская газета. № 24

с.н.с., к.ф.н. Шаронова Алла Адольфовна

1. Использование инновационных технологий в целях повышения эффективности учебного процесса / Клочкова А.В., Шаронова А.А. // Вестник Московского университета. Серия 11. Право; — 2015 г.— № 3, — с. 86-97.

2. Профессиональные траектории выпускников Юридического факультета МГУ / Клочкова А.В., Шаронова А.А. // Вестник Московского университета. Серия 11. Право; — 2015 г. — № 4, — с. 105-110.

3. Трудоустройство выпускников как критерий качества юридического образования МГУ. В соавторстве. Новая адвокатская газета. № 24