Газета «Вестник». 2003. 30 мая.

Юридический бум

На базе юридического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова состоялось очередное общее собрание Ассоциации юридических вузов, в которую входит и Институт права и государственной службы УлГУ.

Главной темой обсуждения был вопрос, связанный с современными проблемами развития юридической науки и образования.

«Юридическое образование в нашей стране за последнее десятилетие переживает настоящий бум, — отметил профессор А. К. Голиченков, декан юридического факультета МГУ, доктор юридических наук. — Причиной его стали, с одной стороны, традиционный для советского периода дефицит юридических кадров и возрастающая потребность в них. А с другой стороны — открывающиеся в начале 90-х годов широкие возможности для занятия предпринимательской деятельностью, в том числе и в сфере образования».

Юридический бум выражался главным образом в создании множества самых различных негосударственных и государственных учебных заведений: вузов и самых причудливых по форме и содержанию юридических образовательных «фирм», колледжей, краткосрочных и иных юридических курсов — зачастую полностью несостоятельных образовательных форм.

В числе основных «слагаемых» юридического состояния современной системы высшего образования названы: беспрецедентный дефицит высококвалифицированных преподавательских кадров и резкое падение уровня вузовского юридического преподавания. Низкая заработная плата, рост цен, девальвация и прочие социально-экономические и финансовые невзгоды заставляют профессоров и преподавателей юридических вузов искать дополнительные средства для выживания, работать в двух-трех, а то и более местах.

Президент Федеральной Ассоциации юридических вузов профессор М. Н. Марченко отметил: «У наиболее опытных преподавателей юридических вузов наблюдается процесс превращения лектора-творца в лектора-ремесленника».

В последнее время имеет место резкое снижение фундаментальных научных исследований, методической и методологической работы в юридических вузах. Перспективные научные исследования стали все чаще подменяться прикладными исследованиями, а серьезные монографические работы — объемными, имеющими широкий рыночный спрос комментариями гражданского, банковского, налогового, финансового и иного законодательства.

Происходит ориентация большей части юридических вузов, в силу финансовых и других причин, не столько на качественную сторону обучения, на совершенствование учебного процесса, сколько на количественный, на договорных началах, набор и ускоренный выпуск как можно большего числа студентов. В особенности это касается юридических вузов, перешедших на многоуровневую систему обучения (бакалавр, специалист, магистр).

Еще одна причина — это отсутствие должного планирования, отвечающего долгосрочным интересам общества и государства, динамизму учебных планов юридических вузов и программ, а также их сбалансированности. Речь идет о перекосе в сторону гражданско-правовых, цивилистических дисциплин.

Нормальное развитие современного государства и общества с неизбежностью предполагает наличие специалистов в области государства и права всех без исключения, а не только отдельных направлений, в противном случае это будет и впредь негативно сказываться в системе других фактов на уровне государственного управления, а также на уровне правовой защищенности и сбалансированности общества. Весьма важным представляется также с точки зрения соответствия учебных планов и программ юридических вузов потребностям государства и общества проведение их своевременной корректировки. Вполне очевидной в настоящее время является, например, необходимость введения в учебные планы таких дисциплин, как сравнительное правоведение (общая и особенная часть), которое преподается в зарубежных вузах уже почти две сотни лет, банковское право, компьютерное право и др.

На совещании были представлены некоторые пути выхода из создавшегося положения, обозначены перспективы развития юридического образования в стране. Участники совещания пришли к выводу, что данные проблемы необходимо решать комплексным путем, то есть путем принятия адекватных ситуации законодательных, административно-финансовых, контрольных и иных мер. В решении данной проблемы должны быть полностью задействованы в пределах своей компетенции не только соответствующие государственные органы, но и общественные структуры — Ассоциация юридических вузов России, Ассоциация негосударственных учебных заведений, Союз юристов и др.

Н. Боровинская, 
и. о.директора Института права и госслужбы УлГУ 
газета «Вестник» от 30 мая 2003