Отчет об итогах реализации программы в 2011/2012 учебном году

В период с 12 декабря 2011 г. по 10 февраля 2012 г. в рамках долгосрочной университетской программы «МГУ — школе» на юридическом факультете была успешно реализована программа «Теория и методика преподавания права в школе», предназначенная для повышения квалификации учителей общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений.

Образовательная программа «Теория и методика преподавания права в школе» адресована учителям, ведущим предметы «Основы государства и права», «Основы правоведения» в 10—11 классах общеобразовательных школ и в средних специальных учебных заведениях. Программа направлена на развитие навыка учителей готовить поурочные разработки на основе новейшей информации и методических подходов, принятых в отечественной юриспруденции. Продуктивная работа учащихся старших классов по данному курсу подразумевает наличие у них базовых знаний о праве и государстве в пределах программ обществоведческого и правового образования основной школы.

В рамках данного проекта на юридическом факультете МГУ налажена обратная связь со школами. Так, доцентами кафедры коммерческого права и основ правоведения юридического факультета Е.А. Абросимовой и С.В. Клименко проведены открытые уроки для школьников 10—11 классов с использованием разработок данной университетской программы в Центральном и Юго-Восточном административных округах города Москвы.

12 декабря 2011 г. на юридическом факультете МГУ состоялось торжественное открытие программы повышения квалификации для учителей права и обществознания «Теория и методика преподавания права в школе».

С приветственным словом к учителям обратились руководитель курсов, специалист по учебно-методической работе Е.И. Попова и руководители группы разработчиков программы «Теория и методика преподавания права в школе» — кандидаты юридических наук, доценты кафедры коммерческого права и основ правоведения А.А. Рогачев и С.В. Клименко.

А.А. Рогачев прочитал учителям средних школ г. Москвы лекцию «Методологические аспекты преподавания права в школе», включавшую элементы практических занятий.

Анкетирование, личные беседы преподавателей юридического факультета со школьными учителями, изучение существующих нормативов выявили значительный блок теоретических и практических проблем в сфере преподавания в школе курса «Основы государства и права».

Исследование имеющегося опыта преподавания этой дисциплины в рамках обществознания свидетельствует о том, что данный подход не обеспечивает в полной мере целостного восприятия основных правовых и государственных институтов и не способствует формированию правовой культуры школьников. В нынешних социально-экономических условиях в обществе пробуждается живой интерес к праву, объективно повышается значение юридических знаний. В тоже время все эти процессы не подкреплены правовой традицией — в массовом сознании право до сих пор не является значительной ценностью.

При определении задач и структуры учебной программы «Теория и методика преподавания права в школе» авторы учитывали сложившиеся политические и экономические условия в сегодняшней России, провозгласившей курс на построение правового государства и рыночной экономики.

Нынешним школьникам предстоит в ближайшем будущем решать жизненно важные гражданские, трудовые, семейные и иные вопросы. Именно они будут участвовать в дальнейшей работе по формированию основ правового государства, укреплению законности и правопорядка; выступать участниками гражданско-правовых, административных и иных правоотношений в сферах промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли, науки, культуры, образования, здравоохранения, куда придут как будущие специалисты и руководители. Реализация ими на практике своих прав и возможностей, профессиональных знаний будет в значительной мере определяться уровнем их правовой подготовленности.

 

Целями правового образования школьников являются:

— общая правовая подготовка граждан, живущих в демократическом обществе, строящем правовое государство, на основе формирования у них правосознания, правомерного поведения, умений и навыков, обеспечивающих использование ими своих законных прав и возможностей;

— формирование у каждого молодого человека правовой активности, активной жизненной позиции в борьбе с правонарушениями и в области совершенствования российского государства и его правовой системы.

При изучении данного курса ставятся следующие задачи:

Таким образом, решение актуальных задач современного этапа построения правового, социального, демократического российского государства и гражданского общества теснейшим образом связано с совершенствованием всей проблематики правового образования в школе – целей, задач, форм, структуры и содержания правового курса.

С учетом данных проблем и задач целью программы является оптимизация процесса преподавания основ государства и права в общеобразовательной школе с учетом специфики этой учебной дисциплины и целевой аудитории, для которой она предназначена. Данный курс направлен в том числе и на развитие навыков школьных учителей готовить поурочные разработки и осуществлять их внедрение в учебный процесс на основе новейшей информации и методических подходов, принятых в отечественных юриспруденции и педагогике.

Структурно учебный курс включает в себя шестнадцать разделов: основные положения о государстве и праве; основы государственно-правового устройства Российской Федерации; основы муниципального права, основные положения финансового и налогового права, правоохранительные органы, правовое регулирование трудовых, регулирование гражданских, предпринимательских, торговых, семейных отношений, основные положения международного публичного и частного права. Промежуточный контроль проводится в форме выполнения логических заданий по различным темам курса. В дальнейшем в ходе обучения слушателей предполагается задействовать также дистанционные технологии.

 

Обучение в рамках образовательной программы «Теория и методика преподавания права в школе» рассчитано на 72 часа учебного времени по очно-заочной форме. Занятия провели ведущие преподаватели юридического факультета:

доцент кафедры конституционного и муниципального права А.М. Арбузкин;

профессор кафедры экологического и земельного права Г.А. Волков;

доцент кафедры коммерческого права и основ правоведения Е.И. Гена;

профессор кафедры трудового права И.К. Дмитриева;

доцент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора Н.В. Ильютченко;

доцент кафедры коммерческого права и основ правоведения С.В. Клименко;

доцент кафедры коммерческого права и основ правоведения Г.Б. Леонова;

доцент кафедры коммерческого права и основ правоведения А.А. Рогачев;

доцент кафедры коммерческого права и основ правоведения Т.Э. Сидорова;

доцент кафедры коммерческого права и основ правоведения С.Ю. Филиппова;

доцент кафедры финансового права И.В. Хаменушко.

По окончании обучения проведена итоговая аттестация в форме открытого урока, подготовленного каждым из слушателей по одной из тем правового курса.

К этой заключительной части своей работы слушатели подошли основательно, творчески использовав (как по содержанию, так и по методике изложения тем) знания, полученные в ходе обучения.

Проделанная ими работа была высоко оценена в устных рецензиях преподавателей МГУ им. М.В. Ломоносова, проводивших аттестацию.

10 февраля 2012 г. на юридическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова состоялось торжественное вручение удостоверений о повышении квалификации учителям средних школ, проходившим обучение по программе «Теория и методика преподавания права в школе».

С приветственным словом к учителям обратился заслуженный юрист России, доктор юридических наук, заведующий кафедрой коммерческого права и основ правоведения, заслуженный профессор МГУ Б.И. Пугинский и в торжественной обстановке вручил удостоверения.

Руководитель курса повышения квалификации учителей Е.И. Попова поблагодарила слушателей за участие в долгосрочной университетской программе «МГУ — школе» и поделилась дальнейшими планами реализации данной программы на юридическом факультете в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Информационное и техническое обеспечение учебного процесса было организовано лабораторией правовой информатики и кибернетики во главе с ее заведующим доцентом А.А. Косовцом, благодаря безупречной, слаженной работе ее сотрудников А.Н. Ковалева и Л.А.-Г. Гетаовой.

Руководители программы «Теория и методика преподавания права в школе»
 

А.А. Рогачев, кандидат юридических наук, доцент кафедры коммерческого права и основ правоведения,

С.В. Клименко, кандидат юридических наук, доцент кафедры коммерческого права и основ правоведения