О порядке проведения экзаменов и зачетов
Утверждено решением Ученого совета Юридического факультета МГУ (протокол № 4 от 18 мая 2007 г.)
Декан А. К. Голиченков
о порядке проведения экзаменов и зачетов
на Юридическом факультете МГУ
I. Общие положения
- Настоящие рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом «Об образовании», Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, Уставом ФГОУВПО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова», Положением о текущей аттестации на юридическом факультете МГУ.
- В настоящих рекомендациях определены формы и порядок проведения, а также критерии определения оценок при проведении экзаменов и зачетов (далее — экзаменов (зачетов)) на Юридическом факультете МГУ.
- Экзамен является формой итоговой оценки качества освоения студентом образовательной программы по дисциплине в целом или по разделу дисциплины. По результатам экзамена студенту выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».
- Зачет является формой оценки качества освоения студентом образовательной программы по дисциплине. По результатам зачета студенту выставляется оценка «зачтено» или «не зачтено».
II. Формы проведения экзаменов (зачетов)
- Экзамен (зачет) может проводиться в форме устного опроса по билетам (вопросам) или без билетов, с предварительной подготовкой или без подготовки, по усмотрению кафедры. Экзаменатор вправе задавать вопросы сверх билета, а также, помимо теоретических вопросов, давать задачи по программе данного курса.
- Экзаменационные билеты (вопросы) утверждаются па заседании кафедры и подписываются заведующим кафедрой не позднее, чем за две недели до начала экзаменационной сессии. В билете должно содержаться не более трех вопросов. Комплект экзаменационных билетов по дисциплине должен содержать 25—30 билетов.
- Использование авторских методик для проведения экзаменов (зачетов) допускается при условии своевременного рассмотрения и утверждения их на заседании кафедры, а также согласования в учебном отделе деканата.
- Экзаменатор может проставить зачет без опроса или собеседования тем студентам, которые активно участвовали в семинарских занятиях.
III. Порядок проведении экзаменов (зачетов)
- Экзамены (зачеты) проводятся в период экзаменационной сессии, предусмотренной учебным планом. Не допускается проведение экзамена (зачета) на последних семинарских, либо лекционных занятиях.
- Экзамен (зачет) должен начинаться в указанное в расписании время и проводиться в отведенной для этого аудитории. Самостоятельный перенос экзаменатором времени и места проведения экзамена (зачета) не допускается.
- Преподаватель принимает экзамен (зачет) только при наличии ведомости и надлежащим образом оформленной зачетной книжки.
- Критерии оценки ответа студента на экзамене (зачете), а также форма его проведения доводятся преподавателем до сведения студентов до начала экзамена (зачета).
- Результат экзамена (зачета) объявляется студенту непосредственно после его сдачи, затем выставляется в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента. Положительные оценки заносятся в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, неудовлетворительная оценка проставляется только в экзаменационной ведомости. В случае неявки студента для сдачи экзамена (зачета) в ведомости вместо оценки делается запись «не явился».
- При чтении курса несколькими преподавателями, экзамен (зачет) проводится коллегиально, всеми преподавателями. По итогам экзамена (зачета) выставляется одна оценка.
- В экзаменационной ведомости должны быть заполнены все графы. В случае исправления экзаменатором оценки в экзаменационной ведомости и зачетной книжке им делается запись «исправленному на (оценка) верить» и ставится подпись.
- Если в процессе экзамена (зачета) студент использовал недопустимые дополнительные материалы (шпаргалки), то экзаменатор имеет право изъять шпаргалку и обязан поставить оценку «неудовлетворительно», либо «не зачтено».
IV. Критерии определения оценок на экзаменах (зачетах)
- Выставление оценок на экзамене (зачете) осуществляется на основе принципов объективности, справедливости, всестороннего анализа уровня знаний студентов.
- При выставлении оценки экзаменатор учитывает:
- знание фактического материала по программе, в том числе; знание обязательной литературы, современных публикаций по программе курса, а также истории науки;
- степень активности студента на семинарских занятиях;
- логику, структуру, стиль ответа; культуру речи, манеру общения; готовность к дискуссии, аргументированность ответа; уровень самостоятельного мышления; умение приложить теорию к практике, решить задачи;
- наличие пропусков семинарских и лекционных занятий по неуважительным причинам.
- Оценка «отлично».
- Оценка «отлично» ставится студенту, ответ которого содержит:
- глубокое знание программного материала, а также основного содержания и новаций лекционного курса но сравнению с учебной литературой;
- знание концептуально-понятийного аппарата всего курса;
- знание монографической литературы по курсу,
а также свидетельствует о способности:
- самостоятельно критически оценивать основные положения курса;
- увязывать теорию с практикой.
- Оценка «отлично» не ставится в случаях систематических пропусков студентом семинарских и лекционных занятий по неуважительным причинам, отсутствия активного участия на семинарских занятиях, а также неправильных ответов на дополнительные вопросы преподавателя.
- Оценка «хорошо».
- Оценка «хорошо» ставится студенту, ответ которого свидетельствует:
- о полном знании материала по программе;
- о знании рекомендованной литературы,
а также содержит в целом правильное, но не всегда точное и аргументированное изложение материала.
- Оценка «хорошо» не ставится в случаях пропусков студентом семинарских и лекционных занятий по неуважительным причинам.
- Оценка «удовлетворительно» ставится студенту, ответ которого содержит:
- поверхностные знания важнейших разделов программы и содержания лекционного курса;
- затруднения с использованием научно-понятийного аппарата и терминологии курса;
- стремление логически четко построить ответ, а также свидетельствует о возможности последующего обучения.
- Оценка «зачтено» ставится на зачете студентам, уровень знаний которых соответствует требованиям, установленным в п. п. 4.3, 4.4, 4.5 настоящих рекомендаций.
- Оценки «неудовлетворительно» и «не зачтено».
- Оценки «неудовлетворительно» и «не зачтено» ставятся студенту, имеющему существенные пробелы в знании основного материала по программе, а также допустившему принципиальные ошибки при изложении материала.
Согласовано:
Зам. декана по учебной работе
Н. Н. Белокобыльский
Зам. декана по учебно-методической работе
Д. Я. Малешин