Интервью В.С. Комиссарова журналу «Законодательство» (2000. №9)

Интервью с В. С. Комиссаровым, доктором юридических наук, профессором, заведующим кафедрой уголовного права и криминологии юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова

— Владимир Сергеевич, одной из наиболее острых и тревожных проблем современного российского общества является высокий уровень преступности в стране. Средства массовой информации постоянно сообщают о заказных убийствах, террористических актах, похищениях людей, фактах коррупции. Люди серьезно опасаются за свою безопасность, жизнь и здоровье родных и близких. Неужели рост преступности представляет собой какую-то непознанную нами закономерность? Или он отражает издержки очередного «своего особого» пути, по которому идет Россия?

— Да, действительно, последнее десятилетие характеризуется ростом преступности в нашей стране. Не хочу утомлять вас цифрами, однако два показателя все-таки приведу. В 1991 г. в России было зарегистрировано 2 167 964 преступления, а в 1999 г. — «успешно» преодолен трехмиллионный рубеж и зарегистрировано уже 300 1748 преступлений. Обратите внимание, я говорю: «было зарегистрировано» данное количество преступлений. На самом деле реальная картина в России по совершаемым преступлениям гораздо хуже, поскольку специалисты-криминологи оценивают ежегодный уровень преступности как минимум в 10  млн совершаемых преступлений. Именно поэтому, как отмечается в Концепции национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997  г. N 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24), криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.

Теперь конкретно по поводу заданного вопроса. К сожалению, тенденция абсолютного и относительного роста преступности, в том числе насильственной, характерна не только для России, но и для всего мирового сообщества. За последние 30 лет среднегодовой прирост преступности в США составляет 7%, во Франции, Великобритании, ФРГ, Швеции — 4—6%. Что же касается России, то она ускоренными темпами наверстывает то, к чему другие государства шли столетиями. Ряд криминологов рассматривает данное обстоятельство как реальную плату народов за свою свободу, которая используется для совершения как добра, так и зла. Кстати, высокие темпы прироста характерны не только для преступности, но и для некоторых других негативных социальных явлений, таких как наркомания, заболевание ВИЧ-инфекцией идр. Работавший в условиях административно-командной системы социальный контроль за преступностью разрушен, а новой эффективной системы создано не было. К сожалению, система социального контроля постоянно отстает от развития преступности, и это обстоятельство характерно не только для России, но и практически для всех государств мира.

— Новый Уголовный кодекс России совсем недавно вступил в действие. Неужели он не в состоянии сдержать рост преступности?

— Прежде всего необходимо иметь в виду, что даже самый совершенный кодекс не может оказать решающего влияния на уровень преступности. Страх наказания может остановить какую-то часть людей и не дать им совершить преступление. Однако основную нагрузку в системе мер сдерживания преступности несут социально-экономические условия жизни общества, о состоянии которых мы достаточно хорошо осведомлены. На настоящем этапе основными факторами, способствующими росту преступности, являются серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества.

Правовые меры имеют весьма ощутимое значение для сдерживания преступности, но не следует переоценивать их роли. Между тем в правовом сознании нашего общества сильно развит правовой фетишизм, при котором господствующим является мнение, согласно которому стоит лишь принять новый уголовный закон с жесткими санкциями — и проблемы преступности будут разрешены. Такие идеи нередко высказывают ведущие политики и должностные лица государства. Однако реализация подобных предложений может привести к неблагоприятным последствиям, поскольку появление любого закона обусловлено не субъективными желаниями отдельных, пусть даже и высокопоставленных, лиц, а социально-экономическими, криминологическими, психологическими и рядом других факторов, носящих характер объективной потребности. Применение такого рода уголовных законов не будет восприниматься массовым правосознанием, и поэтому не тольконе принесет желаемого результата, но и будет сопряжено с нарушением основополагающих принципов уголовного законодательства, и прежде всего принципа справедливости уголовной репрессии.

Не менее ярко в общественном сознании проявляется и правовой нигилизм, когда весьма большая часть населения, в том числе представители правящей элиты, считает, что правовые предписания относятся не к ним, а к кому-то другому. Иногда создается впечатление, что право живет само по себе, а общество развивается по неким иным внутренним законам. Но правовые нормы для того и существуют, чтобы регулировать поведение людей в обществе, они имеют общеобязательный характер и должны соблюдаться всеми без исключения членами общества независимо от их статуса, социального положения и материальных возможностей.

Существенно важно подчеркнуть и необходимость другого условия эффективности правовых мер, а именно — возможности системного воздействия на преступность. К сожалению, на сегодняшний день такие возможности весьма ограничены. Судите сами: преступления нередко граничат с административными правонарушениями, а между тем только сейчас, с опозданием минимум на пять лет, Государственная Дума принимает новый Кодекс об административных правонарушениях. Уголовно-правовые нормы не могут действовать без соответствующих им процессуальных форм применения. Было подготовлено несколько проектов Уголовно-процессуального кодекса, проводилось их широкое обсуждение, но когда новый УПК РФ станет реальностью — никто не может сказать.

— Владимир Сергеевич, как бы Вы оценили действующий Уголовный кодекс?

— С моей профессиональной точки зрения, в невероятно сложных и нестабильных социально-экономических условиях удалось создать новый Уголовный кодекс, который в целом адекватно отражает потребности уголовно-правового регулирования качественно новых общественных отношений и соответствует мировым стандартам. Давая характеристику принципиальным положениям Уголовного кодекса 1996 г., необходимо указать на следующее.

Новый УК РФ, с одной стороны, отличается преемственностью, он сохранил проверенные десятилетиями традиционные подходы ранее существовавших в России законодательных актов, с другой — претерпел существенные изменения по сравнению с УК РСФСР 1960 г.

Впервые в истории российского уголовного права в Уголовном кодексе выделены специальные статьи (3—7), закрепляющие принципы уголовного законодательства (законности, равенства, вины, справедливости и гуманизма).

Уголовному кодексу России 1996 г. свойственна тщательная дифференциация уголовной ответственности: сохранение повышенной ответственности за тяжкие и особо тяжкие преступления, за рецидив, проявления организованной и профессиональной преступности. При этом расширены возможности применения иных, более мягких мер воздействия к лицам, не требующим столь сурового отношения. Так, уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлению, за совершение которых максимальное наказание должно превышать пять лет лишения свободы; предусмотрены новые виды наказаний — обязательные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, пожизненное лишение свободы. Смертная казнь установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь, но не может назначаться женщинам, лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста. Применительно к смертной казни следует оговорить, что Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 2 февраля 1999 г. установил, что суды Российской Федерации не вправе приговаривать обвиняемого к этой исключительной мере наказания до тех пор, пока всем гражданам России не будет обеспечено гарантированное Конституцией РФ право на рассмотрение их дел с участием присяжных заседателей. На сегодняшний день таким правом может воспользоваться население только 9 из 89 субъектов Федерации.

Вместе с тем по сравнению с УК РСФСР 1960 г. максимальный срок лишения свободы увеличен до 20 лет с сохранением возможности назначения наказания до 25 лет при совершении двух и более преступлений, а для лиц, уже осужденных и совершивших новое преступление, при вынесении приговора за последнее преступление — до 30 лет. Таким образом, УК РФ 1996 г. в целом является более жестким по сравнению с ранее действовавшим Кодексом.

Соответствие УК РФ 1996 г. современным социально-экономическим потребностям общества отчетливо проявляется в конструкции Особенной части. Прежде всего следует отметить, что структура Особенной части действующего Уголовного кодекса соответствует иерархии социальных ценностей, значимости объектов правовой охраны, закрепленной в Конституции РФ (личность — общество — государство). Таким образом, последовательно проводится принцип приоритета общечеловеческих ценностей, ориентация на максимальное обеспечение безопасности личности, охрану жизни, здоровья, чести и достоинства, прав и свобод граждан, их неприкосновенность. Поэтому Особенная часть Кодекса открывается разделом «Преступления против личности».

Существенные изменения внесены в главу о преступлениях в сфере экономической деятельности, которая содержит нормы, направленные на борьбу с негативными издержками рыночных отношений. Она является самой большой в УК РФ и насчитывает 32  состава преступления, из которых 19 являются совершенно новыми. К их числу относятся такие виды экономических преступлений, как лжепредпринимательство, незаконная банковская деятельность, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем, неправомерные действия при банкротстве, фиктивное банкротство, преднамеренное банкротство и др. Появились новые главы: о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл.  23), в сфере компьютерной информации (гл.  28) и против мира и безопасности человечества (гл. 34), что полностью соответствует потребностям рыночной экономики и международным обязательствам России.

В специальную главу собраны нормы об экологических преступлениях (17 статей), в которой наряду с традиционными статьями (о загрязнении вод, атмосферы и морской среды, незаконной добыче водных животных и растений, незаконной охоте, незаконной порубке лесов) предусмотрены и статьи о таких новых преступлениях, как нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, порча земли, нарушение правил охраны и использования недр, уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

— Не могли бы Вы рассказать, какие меры предусматривает Уголовный кодекс для борьбы с организованной преступностью?

— Уголовное законодательство обязательно должно соответствовать криминологическим реалиям. Поэтому в УК РФ 1996 г., в частности, была значительно усилена правовая основа борьбы с организованной преступностью. В статье 35 УК РФ выделяются такие формы совместного совершения преступления, как совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией), поясняется их суть. Сохранены в более дифференцированном виде статьи о бандитизме и организации незаконных вооруженных формирований. В ряде составов преступлений в качестве квалифицирующих, т. е. влекущих более строгое наказание, обстоятельств указывается на совершение преступлений группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (статьи о преступлениях против личности, хищениях, преступлениях в сфере экономической деятельности, злоупотреблениях по должности и т. д.). Более того, в ст. 210 УК РФ установлена уголовная ответственность за организацию преступного сообщества (преступной организации) либо руководство им, а равно участие в нем. Причем ответственность для виновных лиц наступает за сам факт организации, руководства или участия в сообществе безотносительно к тому, совершило данное сообщество какое-либо преступление или нет.

— Владимир Сергеевич, мы живем не изолированно, а в мировом сообществе, стремимся к максимальной интеграции с ним. Нашло ли отражение в Уголовном кодексе данное обстоятельство?

— Безусловно, когда разрабатывался проект УК РФ, учитывалось место России в мировом сообществе и необходимость соответствия Кодекса требованиям международного права. Прежде всего необходимо сказать, что в УК РФ впервые выделяется специальный раздел «Преступления против мира и безопасности человечества», в котором предусматривается ответственность за такие преступления, как планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны, публичные призывы к развязыванию агрессивной войны, производство или распространение оружия массового поражения, применение запрещенных средств и методов ведения войны, геноцид, экоцид, наемничество, нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой. Кроме того, около 60 статей в различной степени зависимости были включены в УК РФ с учетом требований международных документов (конвенций), подписанных и ратифицированных Россией. К числу таких конвенционных преступлений относятся, в частности, терроризм, захват заложника, угон воздушного судна, незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, наркотических средств и психотропных веществ, пиратство и ряд других.

— Новый Уголовный кодекс действует уже более трех лет. Как можно охарактеризовать практику применения его правоохранительными органами?

— Для эффективной борьбы с преступностью практика правоприменения имеет не меньшее значение, чем наличие развитого и отвечающего требованиям времени уголовного законодательства. В связи с этим следует отметить, что, несмотря на все проблемы (несовершенные конструкции диспозиций статей, сложность процессуального доказывания, заниженные санкции за отдельные экономические преступления и т. п.), правоохранительные органы, тем не менее, приобретают необходимый опыт в применении положений УК РФ, и прежде всего указанных мной статей. Так, в 1997  г. органами внутренних дел было зарегистрировано 19 060 преступлений в сфере экономической деятельности (осуждены за них 22 242 человека), 1 333 преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (осуждены 96 человек), 28 497 преступлений, совершенных организованными группами или преступным сообществом. В 1999 г. эти показатели уже составили соответственно 30 808 преступлений в сфере экономической деятельности (29 254  человека), 3 748 преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (145 человек) и 32 858 преступлений, совершенных организованной группой или преступным сообществом.

Активную позицию в формировании судебной практики занимает Верховный Суд Российской Федерации. За время действия УК РФ 1996 г. он обобщил практику применения Кодекса по отдельным категориям дел и принял около десяти постановлений, которые соответствующим образом ориентируют правоприменительные органы. В их числе постановления о практике применения законодательства о бандитизме, уклонении от уплаты налогов, незаконном обороте наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, экологических преступлениях, убийствах, получении взятки и коммерческого подкупа и другие.

— Владимир Сергеевич, последний вопрос. Условия жизни общества постоянно меняются. Находит ли это отражение в Уголовном кодексе?

— Важнейшей характеристикой уголовного законодательства является его стабильность, ибо только при этом условии возможна выработка определенности и устойчивости уголовно-правового регулирования, что, в конечном итоге, и обеспечивает соблюдение законности. Однако изменения, происходящие в обществе, должны находить адекватное отражение и поддержку в уголовном законодательстве, а это означает необходимость его постоянного обновления. Противоречие между динамизмом и стабильностью уголовного закона закономерно обусловлено и в принципе неразрешимо, особенно в условиях коренных изменений в обществе. Вместе с тем разумное сочетание стабильности и динамизма является тем фактором, который обеспечивает поступательное развитие уголовного права и законодательства, адекватное применение его в судебно-следственной практике правоохранительных органов. Поэтому введение в действие нового УК РФ не остановило объективного процесса совершенствования уголовного законодательства. За прошедшее с 1996 г. время было принято шесть федеральных законов о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс (два в 1998 г. и четыре в 1999 г.). Этими актами были введены две новые статьи: «Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения» (изменение от 27 мая 1998 г.) и «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат» (изменение от 15 марта 1999 г.). Остальные законы были связаны с изменениями редакций 16 статей УК РФ, в основном его Особенной части. На рассмотрении в Государственной Думе в настоящее время находится более 50 проектов федеральных законов о внесении изменений и дополнений в УК РФ.