> Круглый стол «Последовательность конституционной модернизации российских политических институтов» | Юридический факультет МГУ
Дополнительное образование

Круглый стол «Последовательность конституционной модернизации российских политических институтов»

9 октября 2019 г. на Юридическом факультете МГУ кафедра конституционного и муниципального права провела круглый стол «Последовательность конституционной модернизации российских политических институтов» в рамках научного проекта, реализуемого при поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ.

В мероприятии приняли участие профессора и преподаватели кафедры конституционного и муниципального права, практикующие юристы из России, Сербии, а также студенты бакалавриата и магистратуры факультета.

Заведующий кафедрой конституционного и муниципального права, руководитель проекта, профессор С.А. Авакьян в своём выступлении остановился на фундаментальных и системных проблемах конституционной модернизации. Приводя конкретные примеры из различных сфер конституционных правоотношений, он обратил внимание на тесную связь политической повестки дня и текущего конституционно-правового реформирования. При этом, по мнению, профессора С.А. Авакьяна, следует говорить о двух возможных путях модернизации: первый связан с применением или неприменением тех или иных возможностей, предусмотренных нормами конституционного права, второй — с последовательным, системным пересмотром регулирования с учётом реального развития общественных отношений.

Доцент кафедры С.Н. Шевердяев обратил внимание собравшихся на то, что если необходимость конституционной модернизации политических институтов не вызывает сомнения ни у учёных, ни у практиков, то вопрос последовательности такой модернизации, напротив, остаётся открытым. Важная цель сегодня — выработать «дорожную карту» изменений, которые будут необратимо менять конституционную практику. Основное внимание выступающий обратил на проблему легитимности публичной власти. Одно из доступных и потенциально перспективных средств для гарантирования доверия народа к власти в имеющихся условиях — текущее антикоррупционное законодательство, в том числе в аспекте разрешения конфликта интересов. По мнению С.Н. Шевердяева, можно говорить о трёх базовых направлениях реформирования российского конституционного законодательства через призму международных антикоррупционных стандартов: обеспечение прозрачности финансирования политических партий и избирательных кампаний, гарантирование транспарентности деятельности органов публичной власти в формате открытого правительства, а также создание условий для утверждения современных требований этической чистоты представителей публичной власти.

Доцент кафедры И.П. Кененова обратилась в своём выступлении к практике конституционного реформирования зарубежных стран и охарактеризовала основные признаки институциональных реформ в различных странах (В Венгрии, Китае и др.), которые успешно преодолели негативные следствия неоднозначного процесса конституционного реформирования, характерные для времени политических перемен.

Доцент кафедры И.А. Старостина подняла проблему внедрения перспективных механизмов ротации и воспроизводства власти, политических институтов и элит в современной России, осветив вопросы реформирования избирательной системы России посредством кодификации норм избирательного законодательства на федеральном уровне с учётом передовых практик и опыта зарубежных стран. Доцент кафедры А.А. Троицкая в своём выступлении остановилась на критериях, факторах и условиях выбора последовательности конституционной модернизации в сравнительно-правовом аспекте, показав различные модели и подходы, характерные различным регионам и странам (Казахстан, Армения и др.)

Ассистент кафедры Д.Р. Салихов обратился к проблеме трансформации политических институтов в цифровую эпоху и правового регулирования такой трансформации. Выступающий отметил, что цифровизация политических институтов может приводить к их модернизации, приводя в качестве возможных путей таковой новые механизмы взаимодействия граждан и организаций с государством в рамках информационного общества. Докладчик показал возможности и риски применения информационных технологий на выборах и референдумах, в ходе государственного реформирования, а также при создании для достижения публично значимых целей негосударственной информационной инфраструктуры.

Сербский конституционалист Стефан Скврота рассказал об опыте, вызовах и практике реформирования политических институтов в Восточной Европе и в Сербии, указав на наиболее значимые и резонансные решения сербских властей, включая вступление в силу в августе текущего года закона о лоббизме.

Помощник члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, аспирант кафедры В. Загретдинов обратился к проблеме построения системного подхода к конституционной модернизации и выстраивания идеологии государственного развития в Европейском Союзе.

По итогам обсуждения докладов участникам мероприятия было предложено сформулировать собственное видение предмета и последовательности ключевых конституционных преобразований в России.

Были сформулированы самые разные предложения. Это и «диджитализация» государственных институтов, и внедрение экспериментальных институтов непосредственной демократии, а также распределения полномочий в рамках федеративного устройства, и внедрение KPI на всех уровнях государственного управления для всех должностных лиц, и системный пересмотр законодательства о выборах и референдумах, и легализация института лоббизма, и введение новых положений в Конституцию Российской Федерации об ответственности Президента Российской Федерации и о гражданском обществе.

Собравшиеся отметили важность и сложность обсуждаемых вопросов и выразили надежду на продолжение конституционно-правовой дискуссии на поднятую тему.