> Обсуждение концепции Избирательного кодекса Российской Федерации на Юридическом факультете МГУ | Юридический факультет МГУ

Обсуждение концепции Избирательного кодекса Российской Федерации на Юридическом факультете МГУ

12 сентября 2018 г. на Юридическом факультете МГУ прошел международный круглый стол, организованный совместно с факультетом политологии МГУ, Российским фондом свободных выборов и Московским отделением Ассоциации юристов России. Мероприятие было посвящено проблематике кодификации российского избирательного законодательства. Данный вопрос приобрел особое практическое звучание после заключения летом 2018 г. соглашения между МГУ и Российским фондом свободных выборов о подготовке Избирательного кодекса РФ (Кодекса законов о выборах и референдумах).

Группу разработчиков текста этого комплексного документа от Юридического факультета составят специалисты профильной кафедры конституционного и муниципального права. В течение ближайших месяцев в тесном сотрудничестве с нашими коллегами по цеху с факультета политологии и другими российскими и зарубежными экспертами будут детально прорабатываться проблемы назревшей оптимизации электорального законодательства и практики. Состоявшийся круглый стол является отправной точкой этой работы: основной вопрос его повестки — обсуждение общей концепции и структуры будущего кодекса.

По поручению декана факультета гостей круглого стола приветствовал заведующий кафедрой конституционного и муниципального права профессор Сурен Адибекович Авакьян. После обмена памятными подарками с деканом факультета политологии профессором Андреем Юрьевичем Шутовым на заседаниях секций собравшиеся эксперты обменялись мнениями относительно современных тенденций в развитии избирательного права в России и за рубежом.

Профессор факультета политологии и международных отношений Университета Кента (Великобритания) Ричард Саква сосредоточился на критике референдума как приемлемой формы решения социально-политических проблем. По его мнению, модель традиционной британской парламентской демократии плохо сочетается с институтом общенациональных референдумов, которые при неверной настройке законодательства способны производить в обществе опасный раскол, примером чему может служить последний референдум по Brexit 2016 г.

Не менее критичным в отношении института референдума был руководитель Центра евразийских исследований Института международной политики и экономики Душан Пророкович (Сербия). Сопоставляя примеры попыток проведения общенародных голосований в разных государствах, он довольно убедительно утверждал, что институт референдума превратился в инструмент геополитических манипуляций на Балканах. В ряде случаев (например, в Боснии по поводу самоопределения жителей Республики Сербской) представителями западной коалиции было не рекомендовано проводить референдум. В Черногории решение о вступлении в НАТО, которое по статистике не получало достаточной поддержки граждан, было принято парламентом. В то же время процесс вступления Македонии в ЕС ставится в зависимость от формулировки вопроса референдума, включающей признание нового наименования страны, на котором, как известно, настаивает Греция.

Российские эксперты в большей степени сосредоточились на собственно выборной проблематике. Виднейший специалист в области российского избирательного права, эксперт Комитета гражданских инициатив Аркадий Ефимович Любарев обратил внимание на актуальность предстоящей кодификации в связи с известным наблюдением о том, что базовые российские законы дублируют друг друга на 70–80%. Как автор инициативного проекта избирательного кодекса, составленного почти семь лет назад, А.Е. Любарев поделился с участниками круглого стола своими идеями относительно оптимального структурирования и стилистики избирательного кодекса, в том числе с учетом практики некорректных заимствований в построении региональных выборных законов.

Научный руководитель Центра общественно-политических проектов и коммуникаций профессор Сергей Евгеньевич Заславский посвятил свое выступление в основном проблеме допустимого содержания Избирательного кодекса. По его мнению, базовая структура кодекса, очевидно, задается действующим Законом об основных гарантиях избирательных прав 2002 г. Однако наряду с этим как теоретическая база, так и практика требуют, чтобы в документе нашли отражение и другие способы принятия народом решений, основанных на голосовании (в том числе отзыв или голосование по поводу изменения границ муниципальных образований, возможно, народные законодательные инициативы и т.д.). Проще сказать, на взгляд известного эксперта, какие вопросы не должны попасть в Избирательный кодекс. Среди прочего это вопросы проведения федерального референдума, вопросы о конкурсных процедурах формирования некоторых органов местного самоуправления, формирование Совета Федерации, направление петиций и проч.

Декан юридического факультета Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского Галина Николаевна Комкова предложила собравшимся перед обсуждением тонких правовых вопросов разобраться с тем, для кого будет создаваться Избирательный кодекс — для граждан или избирательных комиссий и органов власти. Нынешняя предельная зарегулированность электоральных отношений, которая позволяет называть избирательные законы скорее инструкциями, не вызывает понимания и отклика у избирателей.

Почетный консул Швейцарии Карл Экштайн затронул интересную проблему использования блокчейн-платформ для организации электронных голосований, которыми могли бы воспользоваться российские граждане, проживающие за рубежом. Профессор юридического факультета Токийского университета Кимитака Мацузато обратил внимание на особенности послевоенной избирательной системы Японии, которая прежде обеспечивала многолетнее доминирование либерально-демократической партии в Японии и, похоже, не будет мешать этому и после ее серьезного реформирования. Научный сотрудник Восточно-Сибирского университета Павел Николаевич Дудин сделал сообщение по поводу электоральной практики Монголии, которая по уровню своей технологичности живет уже «даже не в XXI, а в XXII веке».

Весьма ценные наблюдения относительно избирательного законодательства и практики в России и зарубежных странах сделали и другие участники круглого стола, как присутствующие, так и присоединившиеся к обсуждению в режиме телеконференции. В частности, мы хотели бы поблагодарить за вклад в дискуссию профессора колледжа Патрика Генри (США) Стивена Баскервиля, директора стратегических проектов Северо-западного университета Южной Африки (ЮАР) Тео Беккера, заведующую кафедрой политологии и политических технологий факультета философии и политологии Казахского национального университета имени Аль-Фараби профессора Гульнар Орленбаевну Насимову, председателя избирательной комиссии Севастополя Сергея Андреевича Даниленко, доцента кафедры теории и истории государства и права Иркутского юридического института Университета прокуратуры Российской Федерации Игоря Александровича Кузьмина, доцента Саратовского социально-экономического института РЭУ имени Г.В. Плеханова Сергея Геннадьевича Сергеева и других уважаемых участников.

От имени Юридического факультета МГУ хотели бы отдельно поблагодарить наших коллег с факультета политологии МГУ и лично декана этого факультета профессора А.Ю. Шутова за возможность совместно провести это интереснейшее мероприятие. Нам предстоит серьезная работа по кодификации российского избирательного законодательства, надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество.