> Круглый стол «Санкции в ВТО: правовая природа, специфика и практика применения» | Юридический факультет МГУ
Дополнительное образование

Круглый стол «Санкции в ВТО: правовая природа, специфика и практика применения»

27 февраля 2014 г. на юридическом факультете МГУ состоялся круглый стол на тему «Санкции в ВТО: правовая природа, специфика и практика применения». В заседании приняли участие известные специалисты в сфере международного права, практики, представители органов государственной власти. По итогам обсуждения подготовлены рекомендации по совершенствованию практики российского членства в ВТО.

На мероприятии присутствовали: президент Ассоциации международного права, д.ю.н., профессор А.Я. Капустин; представители кафедры международного права МГУ имени М.В. Ломоносова (заведующий кафедрой, доцент, к.ю.н. А.С. Исполинов, к.ю.н., доцент С.В. Глотова, к.ю.н., доцент О.В. Кадышева, к.ю.н., ассистент Д.А. Патрин); представители кафедры международного права Всероссийской академии внешней торговли (д.ю.н., профессор В.М. Шумилов, доцент Д.С. Боклан); представители кафедры международного права МГЮА (д.ю.н, профессор К.А. Бекяшев, д.ю.н., профессор Л.П. Ануфриева, к.ю.н., доцент Я.С. Кожеуров); заведующая кафедрой торгового права и правового обеспечения внешнеэкономической деятельности Дипломатической академии МИД РФ, к.ю.н. А.С. Смбатян; представители кафедры международного и европейского права К(П)ФУ (к.ю.н., доцент Н.Е. Тюрина, к.ю.н., доцент М.В. Кешнер).
В работе круглого стола приняли участие сотрудники Министерства иностранных дел РФ, Министерства экономического развития РФ, Евразийской экономической комиссии.
Заседание открыл заведующий кафедрой международного права МГУ А.С. Исполинов, который выступил с докладом на тему «Санкции в ВТО: правовая природа, специфика и практика применения» и обозначил наиболее интересные для обсуждения вопросы. В его докладе было отмечено, что исследование темы санкций в ВТО необходимо с точки зрения анализа и самого правового регулирования, и правоприменительной практики. При этом необходимо учитывать цели, которых ставят перед собой государства, прибегая к санкциям в рамках ВТО. Готова ли Россия, став членом ВТО, использовать этот механизм?
А.С. Исполинов рассказал об истории применения санкций. Они действовали и до создания ВТО, в период действия Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 г. Несовершенство положений ГАТТ привело к необходимости реформирования системы применения санкций, на первый план были выдвинуты проблемы их правомерности и соразмерности. Эти проблемы постарались решить разработчики Договоренности о правилах и процедурах рассмотрения споров (ДРС). При этом из предложенного и в итоге согласованного механизма санкций в рамках ВТО были исключены применение коллективных санкций, возможность возмещения какого-либо вреда, причиненного в результате оспоренной меры государства-нарушителя, а также ретроспективный характер санкций.
Докладчик подчеркнул, что в ДРС ответные меры к государству-нарушителю применяются именно как крайняя мера и лишь при наличии определенных условий: только государством-заявителем и только с предварительного разрешения Органа по разрешению споров (ОРС). Эти меры должны иметь временный характер и быть эквивалентными допущенному нарушению. При этом в конечном итоге эквивалентность определяется не односторонне самим государством, решившим использовать санкции, а ОРС с помощью специально создаваемого для этих целей арбитража.
В докладе приведены данные статистики о применении санкций и отмечен высокий уровень исполнения решений ОРС: в 10 делах были запрошены санкции, в 4 реально применены. А.С. Исполинов привел конкретные примеры применения санкций в практике США, ЕС, Бразилии, Эквадора, Антигуа и Барбуды, и др.
Анализ практики применения санкций различными государствами позволил докладчику выявить определенные закономерности.
Например, США при введении 100-процентной пошлиныы на товары из ЕС учитывали следующие факторы: влиятельность отдельных экспортеров; выбор стран ЕС, активно выступавших за принятие меры, оспоренной затем США; оценку возможного вреда американскому потребителю; публичность обсуждений; мнение американских производителей и потребителей.
Европейский союз поступил по-другому — постепенно повысил импортные пошлины. Для ЕС санкции — это средство принудить государство-нарушителя к исполнению решения ОРС.
Особенностью применения санкций в Бразилии является их конфиденциальность, неожиданность и готовность их применить к объектам интеллектуальной собственности.
В докладе был дан подробный анализ эквивалентности применения санкций и методов ее расчета, учитывая сложившуюся практику государств.
Особое место в докладе уделено вопросу готовности Российской Федерации к применению санкций, предусмотренных правопорядком ВТО. Существующая система санкций в ВТО в принципе дает России большие преимущества в силу емкого внутреннего рынка с большой долей импорта. В то же время возможности применения санкций Россией в виде повышенных пошлин ограничено участием в Таможенном союзе, что не позволяет вводить повышенные импортные пошлины в одностороннем порядке.
Докладчик предложил применять санкции, основанные на ТРИПС, а также рассмотреть вопрос о порядке применения санкций со стороны России в рамках самостоятельного нормативного акта. Отражение данного аспекта в проекте договора о Евразийском союзе может стать сигналом для основных торговых партнеров о готовности ЕврАзЭС отстаивать свои интересы. Без решения этого вопроса Россия оказывается не готовой использовать тот арсенал средств принуждения, который есть в ВТО, а заявления о готовности использовать средства ВТО для защиты российских компаний могут оказаться декларативными.
Далее участники круглого стола высказали свои мнения:
В.М. Шумилов отметил, что термин «санкции» не очень удачный и в пакете соглашений ВТО не употребляется. Более правильным будет использование термина «контрмеры». В.М. Шумилов не согласился с предложением о включении в договор об Евразийском экономическом союзе вопроса о применении санкций.
Н.Е. Тюрина в своем выступлении затронула вопрос возникновения термина «санкции» и также отметила, что в документах ВТО он отсутствует. При этом термин «санкции» используется и в литературе по ВТО, и практике ОРС. У юристов-международников термин «санкции» вызывает ассоциации с решениями СБ ООН, коллективными мерами и др. Далее Наталья Евгеньевна привела сравнение действующих в общем международном праве форм ответственности и мер, применяемых в ВТО. Статья 22 ДРС устанавливает, что контрмеры с обязательного разрешения ОРС применяет потерпевшее государство против нарушителя после его отказа выполнять обязательства. Далее были прокомментированы сформулированные в литературе предложения о реформировании системы ответственности в ВТО, в частности, о придании санкциям коллективного характера, об отказе от компенсации и о введении денежного штрафа, о лишении права голоса и др.
А.Я. Капустин отметил, что для санкций и контрмер есть родовой термин — принуждение. В современном международном праве применение санкций — это компетенция международной организации по отношении к ее членам. Санкции используются, если международная организация считает, что нарушаются положения ее устава, иные нормы. Контрмеры предполагают одностороннее применение, а санкции в своей природе имеют коллективный аспект. С точки зрения общего международного права в Соглашении об учреждении ВТО предусмотрен механизм приема, приостановлении и выхода государств-членов, но это не имеет отношения к санкциям. С точки зрения разрешения споров это, скорее всего, способ обеспечения решения ОРС и это можно рассматривать как контрмеры.
М.В. Кешнер прокомментировала предложение А.С. Исполинова о разработке специального нормативно-правового акта. Действующее правовое регулирование вопроса торговых санкций в России не совсем удачно и включает в себя ст. 40 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и Федеральный закон «О специальных экономических мерах». Необходимо либо устранить противоречия в действующих актах, либо принять новый нормативный акт, так как в принятых на сегодняшний день законах механизма применения санкций нет.
Л.П. Ануфриева подняла вопросы соотношения норм об ответственности в праве ВТО и норм об ответственности в общем международном праве. Право ВТО в целом, а, значит, и его нормы — пример замкнутого (специального) режима. В той мере, в какой отсутствуют необходимые положения в рамках конкретного правопорядка, можно обращаться к общим нормам международного права. В общем праве, если есть возможность обращения государств в плане принуждения к надлежащему исполнению, значит, есть репарации. В торговом праве это не используется. В западных работах предлагаются идеи о введении в праве ВТО возможности обращения к репарациям. Компенсация — очень специфичная мера. В праве ВТО предполагается добровольность, а в общем праве — иной порядок. Добровольность призвана не только возместить вред, но и обеспечить баланс интересов и сохранить его.
Завершая тему терминологии, А.С. Исполинов отметил, что в современном экономической праве термин «санкции» является устоявшимся и всем понятным и используется даже на сайте ВТО.
Подводя итоги круглого стола, выступавшие пришли к единому мнению о том, что Россия пока не готова инструментально к применению санкций в рамках ВТО.
По общему мнению, проведенное мероприятие оказалось весьма полезным, были затронуты актуальные проблемы, вызывающие вопросы как у теоретиков, так и у практиков.