> Вторая летняя школа для школьных учителей истории, обществознания и права (27-29 июня 2012 г.) | Юридический факультет МГУ
Дополнительное образование

Вторая летняя школа для школьных учителей истории, обществознания и права (27-29 июня 2012 г.)

27 июня 2012 г. начала работу очередная ежегодная летняя школа для учителей права «Теория и методика преподавания права в школе», организованная в рамках программы «МГУ—школе».

День первый, 27 июня

Началась работа летней школы с регистрации прибывших слушателей — 65 школьных учителей из 23 городов России.

Открыла занятия руководитель летней школы Е.И. Попова. Она представила руководителей программы, поблагодарила слушателей за постоянный интерес к мероприятиям, проводимым юридическим факультетом МГУ для школьных учителей, отметила важность постоянного взаимодействия школы и вуза для воспитания подрастающего поколения.

С приветственным словом к слушателям обратился заместитель декана по учебной работе, к.ю.н., доцент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора С.В. Романов, обративший внимание на необходимость переосмысления целей обучения праву в школе в связи с принятием новых образовательных стандартов для школ, внедрением системы ЕГЭ по обществознанию. Он предостерег от замены системного обучения праву, формирования правосознания учащихся заучиванием ответов к экзамену, выразил негативное отношение к системе оценки работы учителей права по результатам сдачи ЕГЭ, выразил надежду на то, что общими усилиями юридического факультета МГУ и школьных учителей школьное образование на «выходе» сможет порадовать талантливыми выпускниками, а значит, абитуриентами и студентами.

Занятия начались с лекции с элементами практического занятия «Вопросы теории и методики преподавания права в школе». Ее провел к.ю.н., доцент кафедры коммерческого права А.А. Рогачев. Александр Андреевич поделился своим многолетним опытом преподавания права, методическими разработками и находками, применение которых позволит слушателем в ходе практической деятельности достигать лучших результатов исходя из правильно понимаемых целей и задач обучения праву. Вторая часть занятия А.А. Рогачева была посвящена комментарию самостоятельных зачетных работ учителей права, представленных во время обучения.

Доцент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора к.ю.н. Н.В. Ильютченко прочитала лекцию с элементами мастер-класса на тему «Методика преподавания основ уголовного права в школе». Наталья Владимировна осветила основные новеллы уголовного права и призвала слушателей при подготовке к занятиям опираться на официальные источники, следить за изменения Уголовного кодекса, поддерживая тем самым свои занятия на должном профессиональном уровне. Блестящая лекция Натальи Владимировны вызвала интерес и многочисленные вопросы слушателей.

Продолжился первый день работы летней школы мастер-классом к.ю.н., доцента кафедры коммерческого права Е.А. Абросимовой «Интерактивные методы обучения праву в школе». Слушатели принимали активное участие в занятии, выполняли предлагаемые задания. Елена Антоновна продемонстрировала множество вариантов творческих заданий для школьников, призванных стимулировать их самостоятельность и инициативу в усвоении правовой материи.

Еще одно практическое занятие было проведено доцентом кафедры коммерческого права к.ю.н. С.Ю. Филипповой на тему «Формирование навыков работы с юридическими документами у школьников». В ходе занятия были продемонстрированы способы привития указанного навыка. Софья Юрьевна отметила необходимость ежеурочного проведения тренировочных упражнений, поскольку только так можно сформировать и закрепить соответствующее умение.

Завершился первый день работы школы круглым столом, в котором приняли участие заместитель декана по научной работе, д.ю.н., профессор Н.В. Козлова, а также доценты Е.А. Абросимова, Н.В. Ильютченко, С.Ю. Филиппова, С.В. Клименко. Активное участие в обсуждении приняли: А.А. Неткачева (ГБО СОШ № 1277, г. Москва), Т.В. Баскакова (МБОУ лицей № 9, г. Белгород), Ф.И. Камалова (МБОУ гимназия № 102 имени М.С. Устиновой, г. Казань), Н.В. Компанеец (ГБОУ СОШ № 939, г. Москва), Е.В. Илюнина (ГБОУ СОШ № 467, г. Москва), О.Г. Маркова (МОУ гимназия № 2, г. Клин).

Слушатели обменялись мнениями о первом дне работы летней школы, задали вопросы преподавателям, поделились опытом практического применения знаний, полученных в стенах юридического факультета МГУ по программе «МГУ—школе», рассказали о сложностях, с которыми они сталкиваются при преподавании основ права.

День второй, 28 июня

Второй день работы летней школы «Теория и методика преподавания права в школе» начался с лекции к.ю.н., доцента кафедры коммерческого права С.Ю. Филипповой на тему «Формирование правосознания и правовой культуры в школе». Лекция была посвящена одному из самых глобальных вопросов обучения праву — миссии школьного учителя. Лектор акцентировала внимание слушателей на том, что выполнение социально-значимой задачи воспитания граждан России требует высочайшего уровня правовой культуры и правосознания в первую очередь от учителя. Софья Юрьевна отметила, что правосознание стоит на трех базовых элементах: уважении к государству, уважении к праву и уважении к другому человеку и его правам. Эти положения вызывали бурную дискуссию слушателей. Во время лекции были продемонстрированы способы иллюстрирования на уроке процесса проникновения права во все сферы жизни, его огромное значение для каждого.

Занятия продолжились лекцией к.ю.н., доцента кафедры коммерческого права С.В. Клименко, обратившего внимание слушателей на изменение парадигмы обучения права в школе в связи с переходом к новым образовательным стандартам и введением ЕГЭ. Лекция Сергея Владимировича сопровождалась красочной презентацией, включающей элементы театрализованного представления, и вызвала значительный интерес слушателей.

Познавательным для слушателей было выступление к.ю.н., доцента кафедры конституционного и муниципального права А.М. Арбузкина, автора учебника по обществознанию для поступающих в вузы, рекомендованного абитуриентам МГУ для подготовительных занятий. Александр Михайлович в своей лекции «Методика преподавания основ конституционного права в школе. Избирательная система» помог учителям систематизировать свои знания по основному блоку основ права, ответил на вопросы.

Следующую лекцию прочитала д.ю.н., профессор кафедры трудового права И.К. Дмитриева на тему «Методика преподавания основ трудового права в школе». Она была посвящена новеллам законодательства о труде, в том числе анализировались новейшие инструменты, использующиеся в сфере труда, — «лизинг персонала». На высоком теоретическом уровне слушателям были представлены ключевые моменты новейшего трудового законодательства.

Завершилась работа второго дня летней школы традиционным круглым столом, который провела руководитель летней школы С.Ю. Филиппова. Слово было предоставлено гостям круглого стола — к.ю.н., доценту кафедры теории государства и права и политологии Т.Р. Ореховой, которая рассказала об олимпиаде по праву для школьников, критериях оценки работ школьников, типах заданий. Она призвала слушателей пропагандировать олимпиады среди учеников, почеркнув, что только олимпиады позволяют выявить лучших представителей одаренной, творческой, правильно мотивированной молодежи, которых юридический факультет рад будет видеть в качестве абитуриентов и студентов.

При обсуждении тем, затронутых лекторами в течение дня, свою точку зрения высказали кандидат политических наук К.О. Телин и кандидат политических наук А.В. Селезнева, уже второй раз принимающая участие в круглых столах, проводимых юридическим факультетом для школьных учителей в рамках межфакультетского сотрудничества.

Обсуждение получилось бурным и очень интересным, в нем приняли активное участие слушатели: А.А. Неткачева (ГБО СОШ № 1277, г. Москва), Т.В. Баскакова (МБОУ лицей № 9, г. Белгород), Ф.И. Камалова (МБОУ гимназия № 102 имени М.С. Устиновой, г. Казань), Е.В. Илюнина (ГБОУ СОШ № 467, г. Москва), Р.И. Гвоздева (МОУ гимназия № 15, г. Орехово-Зуево), Е.А. Бурковская (ГБОУ СОШ № 457, г. Москва), С.В. Синицына (МОУ гимназия № 3, г. Ярославль), И.С. Гаврилина (МБОУ СОШ № 27, г. Орёл).

День третий, 29 июня

Завершающий день работы летней школы получился самым насыщенным.

Начался он с лекции к.ю.н., доцента кафедры финансового права И.В. Хаменушко на тему «Методика преподавания основ налогового и финансового права в школе». Эта тема была включена в программу летней школы по многочисленным просьбам слушателей, испытывающих затруднения при самостоятельном изучении основ налогового и финансового права. Затронутые лектором вопросы довольно сложны для восприятия, однако И.В. Хаменушко удалось прояснить наиболее непонятные слушателям аспекты финансового права.

Продолжилась работа лекцией к.ю.н., доцента кафедры коммерческого права и основ правоведения Т.Э. Сидоровой на тему «Методика преподавания основ договорного права в школе». Лекция сопровождалась красочной презентацией. Татьяна Энгмаровна продемонстрировала, как в наглядной форме можно донести до слушателей сложную правовую материю, в частности, создать общее представление о понятии и видах гражданско-правовых договоров.

После перерыва слушателей ждал мастер-класс «Обратная связь в учебном процессе». Занятие провела к.ю.н., доцент кафедры коммерческого права и основ правоведения Е.А. Абросимова. Внимание слушателей было обращено на необходимость выявлять ожидания аудитории и проверять соответствие тематического и методического наполнения занятия этим ожиданиям.

Второй мастер-класс был предложен к.ю.н., доцентом той же кафедры С.В. Клименко на тему «Правовое отношение: понятие, структура, виды». Слушателям понравилась сопровождавшая выступление лектора удачная, яркая презентация, помогающая усвоению материала.

К.ю.н., доцент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора Н.В. Ильютченко подготовила мастер-класс на тему «Судебная система Российской Федерации», на котором показала новеллы процессуального законодательства. Наталья Владимировна провела со слушателями эксперимент — раздала учителям для решения тестовые задания к разделу «Право» школьной программы по предмету «Окружающий мир» за 4 класс. Большей части слушателей не удалось справиться с заданиями без ошибок. Лектор указала на необходимость коренного пересмотра самого методического подхода к наполнению и преподаванию курса основ права в рамках школьной программы. Лекция Н.В. Ильютченко вызвала оживленную дискуссию.

Главный специалист отдела МПП Э.А. Гасанов провел презентацию «Поступающим в МГУ», отметив основные направления подготовки и поступления на юридический факультет. Он заверил слушателей, что Московский университет ждет талантливых абитуриентов и прилагает много усилий для их выявления.

В завершение работы летней школы состоялся круглый стол, в рамках которого слушатели, помимо традиционного обмена мнениями о занятиях прошедшего дня, выразили общее отношение ко всему мероприятию. Е.В. Илюнина (ГБОУ СОШ № 467, г. Москва), А.А. Неткачева (ГБО СОШ № 1277, г. Москва), С.Н. Козлова (ГБОУ СОШ № 116, г. Москва), Е.А. Бурковская (ГБОУ СОШ № 457, г. Москва), Т.В. Баскакова (МБОУ лицей № 9, г. Белгород), Н.Н. Костикова (МБОУ СОШ № 7 с уиоп, г. Железнодорожный), М.А. Резванова (МБОУ гимназия № 5, г. Сергиев Посад), Т.В. Шипачева (МАОУ лицей № 3, г. Чебоксары) выразили удовлетворенность обучением в стенах Московского университета, подчеркнули высочайший профессионализм преподавателей и безупречную организацию работы летней школы. Вместе с тем они отметили, что хотели бы в рамках курса более детального освещения новелл законодательства. Руководитель летней школы Е.И. Попова рассказала о других программах для учителей права, которые проводятся на факультете и включают в том числе обзоры правовых новшеств, и пригласила слушателей активно участвовать в них, выразила надежду, что полученные на занятиях в летней школе знания будут полезны слушателям в их дальнейшей профессиональной деятельности. Е.И. Попова поблагодарила слушателей за участие в долгосрочной университетской программе «МГУ—школе» и поделилась дальнейшими планами реализации данной программы на юридическом факультете в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

По окончании обмена мнениями в торжественной обстановке прошло вручение сертификатов. Слушателей школы поздравили заместитель декана по учебной работе С.В. Романов, доцент А.А. Рогачев, руководители летней школы Е.И. Попова и доцент С.Ю. Филиппова.

Информационное и техническое сопровождение летней школы осуществляли сотрудники лаборатории правовой информатики и кибернетики С.А. Косовец, Л.А.Г. Гетаова, А.Н. Ковалев, В.С. Зубков, С. Багаутдинова, А. Щербаков во главе с ее заведующим доцентом А.А. Косовцом. Благодаря их безупречной, слаженной работе информационное и техническое обеспечение учебного процесса было организовано на высоком уровне.

Активное участие в организации летней школы для учителей права принимали члены добровольной студенческой дружины: Степан Рожков, Ксения Войтович, Ксения Михайлова, Ольга Ивлева, Юлия Мурашкина, Елизавета Овсиенко, Ростислав Пичугин, Ярослав Белов, Илья Новиков. Благодаря им было организовано и обеспечивалось информационное взаимодействие со школами Москвы.

Слушатели летней школы выражают особую признательность членам ДСД юридического факультета: Екатерине Поповой, Никите Показаннику , Елизавете Овсиенко, Регине Еникеевой, Ольге Ивлевой, Игорю Аленькину, которые во главе с заместителем координатора ДСД Яной Папертевой обеспечивали встречу участников, регистрацию и сопровождение их к месту проведения мероприятия и в Главное здание МГУ.

Отчет о летней школе для учителей права и обществознания 2012 г.

27—29 июня 2012 г. юридическим факультетом МГУ имени М.В. Ломоносова проведена очередная летняя школа для учителей права и обществознания «Теория и методика преподавания права в школе». В работе летней школе в качестве слушателей приняли участие 65 школьных учителей из 23 городов России. Программа летней школы была разработана с учетом пожеланий и замечаний слушателей летней школы 2011 г. и включала четыре типа занятий:

  1. лекции, посвященные наиболее значимым вопросам теории права, новеллам правового регулирования (лекции были прочитаны д.ю.н., профессором кафедры трудового права И.К. Дмитриевой, к.ю.н., доцентом кафедры коммерческого права и основ правоведения Т.Э. Сидоровой, к.ю.н., доцентом кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора Н.В. Ильютченко и к.ю.н., доцентом кафедры налогового и финансового права И.В. Хаменушко);

  2. лекции, посвященные фундаментальным вопросам преподавания права в школе, миссии школьного учителя (лекции были прочитаны к.ю.н., доцентом кафедры коммерческого права и основ правоведения А.А. Рогачевым и к.ю.н., доцентом той же кафедры С.Ю. Филипповой);

  3. занятия, посвященные практическим аспектам методики преподавания права в школе ( их провели к.ю.н., доцент кафедры коммерческого права и основ правоведения Е.А. Абросимова, к.ю.н., доцент той же кафедры С.В. Клименко, к.ю.н., доцент С.Ю. Филиппова);

  4. круглые столы, на которых слушатели обменивались мнениями и вопросами по проведенным за день занятиям.

Избрание формата, позволяющего сочетать теоретические занятия с практическими, уделять внимание как содержательным, так и методическим аспектам различных тем, помогло продемонстрировать слушателям пути дальнейшего профессионального совершенствования.

В качестве гостей летней школы в ее работе приняли участие: к.ю.н., доцент, зам. декана по учебной работе С.В. Романов, д.ю.н., профессор, зам. декана по научной работе Н.В. Козлова, к.ю.н., доцент кафедры теории права и политологии Т.Р. Орехова, к.п.н., ассистент К.О. Телин, к.п.н., ст. преподаватель А.В. Селезнева.

Подведение итогов летней школы показало общую высокую удовлетворенность слушателей, отметивших высочайший уровень мероприятия с точки зрения как содержания, так и организации. Слушатели выразили профессорско-преподавательскому составу признательность за фундаментальные знания, которые они надеялись получить и получили на занятиях. Особую благодарность слушателей заслужила Е.И. Попова за безупречную организацию работы летней школы.

Слушатели выразили намерение продолжать сотрудничество с юридическим факультетом в рамках программ «МГУ—школе». В качестве общего пожелания слушатели предложили помимо академических занятий включить в программу школы культурные мероприятия, в частности экскурсии по территории МГУ, музею юридического факультета, ботаническому саду, в связи с чем просили рассмотреть вопрос о возможности увеличения продолжительности летней школы еще на один день. В последующем слушатели просили большее внимание уделить разбору заданий олимпиады по праву для школьников и заданий к ЕГЭ, а также рассмотреть вопрос о проведении тематических летних школ, посвященных отдельным отраслям права.

С.Ю. Филиппова,

к.ю.н., доцент кафедры коммерческого права и основ правоведения