> Круглый стол | Юридический факультет МГУ
Дополнительное образование

Круглый стол

27 апреля 2011 г. состоялся круглый стол на тему «Основные направления развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на современном этапе», организованный кафедрой уголовного права и криминологии юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. В работе круглого стола приняли участие известные ученые, представители Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Федерального Собрания РФ, Администрации Президента РФ и других органов государственной власти, общественных объединений.

Заседание круглого стола открылось приветственным словом заместителя декана юридического факультета МГУ доцента Д.Я. Малешина. С основным докладом выступил заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета МГУ В.И. Селиверстов. Затем состоялась дискуссия, в которой приняли участие доктор юридических наук, профессор Ю.В. Голик, кандидат юридических наук Н.Б. Хуторская, кандидат юридических наук В.В. Геранин и др.

В рамках круглого стола состоялась презентация научных изданий (1–6 выпусков), подготовленных по материалам Специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей (12–18 ноября 2009 г.), которая проводилась под руководством профессора В.И. Селиверстова.

По результатам круглого стола принята резолюция, которая будет направлена в органы государственной сласти и средства массовой информации. Участники одобрили предложение о придании круглому столу по уголовно-исполнительному праву (начиная с 2012 г.) постоянного статуса в рамках Российского конгресса по уголовному праву.



РЕЗОЛЮЦИЯ

круглого стола на тему «Основные направления развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на современном этапе», проведенного 27 апреля 2011 г. кафедрой уголовного права и криминологии юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова


Обсудив состояние и основные направления развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в современный период, участники круглого стола рекомендуют:


По первому вопросу повестки дня


1. Скорректировать реализацию положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. с учетом достижения пенитенциарной науки и результатов Специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей, прошедшей 12–18 ноября 2009 г. (далее — Специальная перепись).

2. Обратить внимание государственных органов на зафиксированную Специальной переписью тенденцию десоциализации личности осужденных в местах лишения свободы. В целях нейтрализации указанной тенденции следует воздерживаться от введения новых мер строгой изоляции, усиливающей разрыв социально-полезных связей осужденных с обществом (за исключением особо опасных преступников), поддерживать и развивать практику образования центров социальной адаптации лиц, освобождаемых из исправительных учреждений.

3. Приостановить реализацию необеспеченного материальными ресурсами, дорогостоящего для страны проекта перевода большинства осужденных к лишению свободы на тюремное содержание в 2013–2016 годах.

Реализовать предусмотренную Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. разработку теоретической модели тюрьмы, отвечающей европейским стандартам, с последующим обсуждением и доработкой модели с учетом мнения ученых, правозащитников и практиков.

Осуществить в 2012–2016 годах строительство двух (трех) экспериментальных тюрем европейского уровня с проведением в последующем до 2020 г. эксперимента по исполнению лишения свободы в отношении различных категорий осужденных.

При условии успешности эксперимента и наличия необходимых средств в 2020 г. разработать и принять программу строительства тюрем европейского уровня.

4. В целях повышения эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации провести ее частичную демилитаризацию, предусмотрев замещение должностей руководителей исправительных учреждений и следственных изоляторов, начальников отрядов, психологов, социальных и медицинских работников и других категорий лицами государственной гражданской службы и гражданского персонала.

Выделить в структуре персонала исправительных учреждений и следственных изоляторов пенитенциарную полицию, включив в ее состав сотрудников охраны и конвоирования осужденных, оперативно-розыскных служб, режимных и дежурных частей.

Должности в уголовно-исполнительных инспекциях замещать лицами государственной гражданской службы и гражданского персонала в полном объеме.

Осуществить структурные преобразования с одновременным существенным повышением уровня заработной платы персонала, особенно тем категориям, которые работают непосредственно с осужденными.

5. Поддержать введение административного надзора за поведением лиц, освобожденных от отбывания лишения свободы. Предложить дополнить перечень лиц, за которыми устанавливается административный надзор независимо от их поведения в местах лишения свободы, лицами, отбывающими наказание за преступления террористического характера, а также преступления, связанные с экстремистскими мотивами, так как в основе их преступного поведения лежит идеология, которая не проявляется в поведении осужденных в местах лишения свободы.

В качестве гарантий соблюдения прав человека при установлении административного надзора дополнить ст. 116 УИК РФ нормами, предусматривающими возможность и порядок досрочного снятия или погашения по истечению определенного срока признания осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

6. В связи с тем, что при условно-досрочном освобождении из мест лишения свободы имеет место большой постпенитенциарный рецидив, пересмотреть основания и сроки возникновения у осужденного законного интереса в условно-досрочном освобождении.

В качестве одного из критериев условно-досрочного освобождения предусмотреть поддержание осужденными постоянных социально-полезных связей с семьей, родственниками и другим позитивно-ориентированным окружением.

С целью снижения постпенитенциарного рецидива и совершенствования ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, использовать зарубежный и отечественный опыт оценки риска повторных преступлений при условно-досрочном освобождении осужденных.

Для отдельных категорий осужденных (осужденных за половые преступления в отношении несовершеннолетних, осужденных за терроризм и т.д.) ввести возможность полиграфического исследования при решении вопроса о целесообразности их условно-досрочного освобождения.

7. Повысить эффективность общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов осужденных. С этой целью внести изменения и дополнения в Федеральный закон № 76-ФЗ от 10 июня 2008 г. «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». Предусмотреть:

— расширение перечня общественных организаций, имеющих право выдвигать членов общественных наблюдательных комиссий;

— предоставление членам общественных наблюдательных комиссий дополнительных полномочий, включая беспрепятственное и без специального на то уведомления посещение мест, предназначенных для конвоирования и перевозки осужденных;

— обеспечение дополнительных финансовых гарантий деятельности общественных наблюдательных комиссий, в том числе и мер государственной поддержки и поощрения данной социально-полезной деятельности.

8. Информировать законотворческие и иные государственные органы об исчерпанности возможностей введения новых альтернатив лишению свободы. Основное внимание следует сосредоточить на повышении эффективности действующих наказаний и мер уголовно-правового характера, альтернативных лишению свободы.

В числе таких мер предусмотреть укрепление организационно-штатной и материально-технической основы деятельности уголовно-исполнительных инспекций с последующим преобразованием их в службу пробации.

9. В процессе реформирования уголовно-исполнительной системы важная роль принадлежит науке. К сожалению, продолжающийся отток квалифицированных научных кадров из системы ведомственной науки, сужение самостоятельности, глубины и объективности ее научных разработок позволяют предложить:

— введение практики заказа важнейших научных разработок на конкурсной основе в федеральных исследовательских университетах;

— предание круглому столу по проблемам развития уголовно-исполнительной системы статуса постоянно действующего с включением, начиная с 2012 г., в структуру проводимых МГУ им. М.В. Ломоносова конгрессов по уголовному праву;

— расширение тематики научных исследований по проблемам уголовно-исполнительного права, проводимых на профильных кафедрах федеральных исследовательских университетов, включая кафедру уголовного права и криминологии юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

10. Основными направлениями научных исследований в современных условиях считать разработку проблем:

а) определения уровня и оценки постпенитенциарного рецидива после отбывания наказания;

б) нейтрализации тенденции десоциализации личности осужденных;

в) определения уровня и оценки коррупции среди персонала исправительных учреждений, разработка мер по его снижению;

г) адаптации и развития новых средств исправительного воздействия на осужденных (социальной работы, психологического воздействия, общественного воздействия);

д) перестройки организационной структуры исправительных учреждений и следственных изоляторов с учетом их частичной демилитаризации и выделения пенитенциарной полиции;

е) повышения эффективности исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, альтернативных лишению свободы;

ж) реформы оснований и порядка досрочного освобождения из мест лишения свободы;

з) расширения форм и оснований государственного и общественного контроля за соблюдением прав человека при отбывании наказания;

и) осуществления помощи в социальной адаптации лицам, освобожденным от отбывания наказания;

к) реализации положений закона об установлении административного надзора за поведением лиц, освобожденных от отбывания наказания;

л) повышения престижа работы персонала в уголовно-исполнительной системе в новых организационно-правовых формах его деятельности.


По второму вопросу повестки дня


1. Одобрить деятельность авторского коллектива под научным руководством заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора В.И. Селиверстова по обобщению и публикации результатов Специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей, прошедшей 12–18 ноября 2009 г.

Отметить высокий научный уровень подготовленных шести изданий результатов Специальной переписи.

Выразить признательность авторам, подготовившим материалы переписи для публикации:

доктору юридических наук, профессору, заслуженному юристу Российской Федерации В.А. Уткину (Томский гос. университет);

доктору юридических наук, профессору, заслуженному деятелю науки Российской Федерации В.И. Селиверстову (МГУ им. М.В. Ломоносова);

доктору юридических наук, профессору В.А. Казаковой (Лингвистический гос. университет);

кандидату педагогических наук, доценту Е.М. Данилину (НИИ ФСИН);

кандидату психологических наук, доценту А.В. Кокурину (НИИ ФСИН);

кандидату юридических наук, доценту О.Б. Лысягину (Совет Федерации Федерального Собрания РФ);

кандидату юридических наук С.К. Акимову;

кандидату юридических наук К.С. Степанову (Московский гос. университет технологий и управления);

кандидату экономических наук, доценту В.С. Радкевичу.

2. Выразить большую благодарность:

— издательскому дому «Юриспруденция» и ее генеральному директору, кандидату юридических наук Ю.В. Саженкову за публикацию материалов Специальной переписи;

— филиалу объединения «Пенал Реформ Интернэшнл» в Российской Федерации и ее директору В.В. Сергеевой за поддержку в издании материалов Специальной переписи.

3. Рекомендовать образовательным учреждениям, осуществляющим подготовку специалистов для уголовно-исполнительной системы, а также подготовку юристов, социологов, психологов использовать изданные материалы специальной переписи в учебном процессе и научно-исследовательской работе.

4. Обеспечить издание последующих выпусков материалов Специальной переписи, посвященных характеристике:

— подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей (автор — кандидат юридических наук, доцент В.В. Геранин);

— осужденных наркоманов (автор — кандидат юридических наук, профессор С.В. Фирсаков);

— осужденных, отбывающих лишение свободы за насильственные преступления (авторы — доктор юридических наук, профессор В.И. Зубкова, кандидат юридических наук, доцент М.Н. Голоднюк);

— осужденных, бывших военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов (автор — кандидат юридических наук, доцент В.Н. Орлов);

— международных стандартов отбывания наказания в виде лишения свободы (автор — кандидат юридических наук, доцент Н.Б. Хуторская).


Принято на заседании круглого стола 27 апреля 2011 г.


Заведующий кафедрой уголовного права и криминологии

юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова,

доктор юридических наук, профессор В.С. Комиссаров