Диалог о настоящем и будущем: право на образование

2 декабря 2020 г.

1 декабря на площадке интеллектуальных дискуссий по актуальным темам «Диалог о настоящем и будущем» состоялось обсуждение возможностей и перспектив реализации закрепленного в Основном законе права на образование. В анонсе диалога было отмечено, что согласно Конституции каждый гражданин имеет право на образование. В стране гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Как реализуется это базовое для любого цивилизованного общества право в условиях осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки или, говоря юридическим языком, во время ситуации повышенной готовности? Какой отпечаток накладывает это на возможность реализации права на образование в высшей школе? Какие изменения вносятся в соответствующие нормативно-правовые акты? Возможно ли пандемию отнести к форс-мажорным ситуациям? В рамках дискуссии, модератором которой стала доцент кафедры истории государства и права юридического факультета МГУ Г.М.  Давидян, на эти и другие вопросы попытались ответить ведущие эксперты юридического факультета МГУ — Н.Л. Пешин, А.Е. Шерстобитов, С.В. Романов, А.А. Еркин, А.А. Бережнов.

 

В своем вступительном слове модератор отметила значимость конституционного права на образование, особое к нему отношение со стороны и студентов, и преподавателей Московского университета. Заведующий кафедрой административного права профессор Н.Л. Пешин подчеркнул фундаментальный характер права на образование, его защищенный в базовых международных декларациях и конвенциях статус, обратил внимание на ответственность государства за его реализацию, в то же время на разных примерах проиллюстрировав, что между конституционными гарантиями и практикой организации современного качественного образования существует весьма заметный разрыв. Главной содержательной линией выступления профессора кафедры гражданского права А.Е. Шерстобитова стал анализ правоприменительной практики в области законодательства об образовании, конституционно- и гражданско-правовых аспектов в реализации права на образование. Как подчеркнул эксперт, «общие нормы Гражданского кодекса, безусловно, распространяются и на сферу права на образование».

О специфике реализации платных образовательных услуг в особый период рассуждал в своем выступлении доцент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора С.В. Романов. Правовед отметил, что, согласно законодательству, образовательная деятельность реализуется в контактной форме (аудиторная, внеаудиторная и дистанционная), путем самостоятельной работы и в виде практики. При этом вуз сам, ориентируясь на федеральный образовательный стандарт, регулирует соотношение этих форматов. По словам эксперта, принципиально важно, что учебная работа через информационно-телекоммуникационные системы не означает изменения формы обучения. К тому же переход на дистанционные образовательные технологии не означает уменьшение объема учебной работы, а скорее, наоборот, практика говорит об обратном. «Само по себе применение дистанционных технологий не противоречит договору об образовательных услугах», — подтвердил С.В. Романов.

Говоря о качестве образования, в каких единицах оно измеряется и как сказался на нем переход на дистанционные образовательные технологии, эксперт подчеркнул, что интегральная оценка качества образования получается по итогам итоговой государственной аттестации и абстрактно говорить о качестве образования просто бессмысленно. Так, например, по итогам летней сессии на юридическом факультете МГУ никаких существенных отклонений от средних значений не зафиксировано, подготовка студентов и выпускников в результате применения дистанционных образовательных технологий не ухудшилась. Не было и указаний на то, что техника помешала дать полноценный ответ на экзамене.

Заместитель декана по дополнительному образованию и повышению квалификации А.А. Еркин пояснил разницу между категориями дистанционного и онлайн-образования, отметив, что онлайн-технологии — это часть дистанционной образовательной работы. По словам эксперта, юрфак МГУ во время пандемии существенно нарастил контактные форматы работы — кружки, семинары, курсы, заметно расширив возможности обучающимся на получение информации, доступ к общению с ведущими национальными и зарубежными правоведами. Причем с приходом дистанта от периодической оценки качества образования идет активный переход к постоянной оценке качества. По мнению эксперта, в будущем это обязательно повлияет на организацию образовательного процесса.

Доцент кафедры трудового права, заместитель декана по методической работе А.А. Бережнов рассказал о том, что изменилось в работе преподавателя с точки зрения методологии при переходе на дистанционные форматы учебного процесса. Эксперт отметил, что возможность применения электронных образовательных технологий в законодательстве заложены достаточно давно. В период пандемии возможность контакта преподавателя и студента осталась, трансформировавшись в общение на платформах дистанционного образования и онлайн-конференций. По словам правоведа, особенно важным было сохранить контроль за качеством образовательного процесса. На юрфаке МГУ это осуществлялось через специальную образовательную платформу, возможности которой будут развиваться и в будущем.

По итогам сессии экспертных выступлений участники диалога ответили на вопросы со стороны зрителей дискуссии.

 






Похожие