Программа повышения квалификации «Судебно-психологическая экспертиза»

Руководитель программы

Комаров Игорь Михайлович

кафедра криминалистики,заведующий кафедрой,профессор,доктор наук

Паспорт программы

  • Реализация программы: кафедра криминалистики
  • Форма обучения: очно-заочная, дистанционная
  • Объем курса: 144 ак/ч
  • Сроки обучения: 5 — 30 апреля 2021 г.
  • График занятий: понедельник, вторник, четверг, пятница с 18:50 до 22:00
  • Стоимость обучения: 37 тыс. руб., подробнее по тел.: 8 (917) 566-86-33 (Ольга Александровна Кашуро)
  • Язык обучения: русский
Описание программы

1. Цель реализации программы:

1.1. Целью реализации программы повышения квалификации «Судебно-психологическая экспертиза» являются системное научно-практическое повышение квалификации психологов, специализирующихся по экспертной специальности «Исследование психологии человека», участвующих в проведении судебных психологических экспертиз, внесудебных экспертных исследований, комиссионных психологических и комплексных психолого-психиатрических экспертиз и исследований по уголовным и гражданским делам; профессиональное развитие, обеспечение соответствия квалификации экспертов/специалистов меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, повышение их научно-исследовательских компетенций в данной области экспертной деятельности с учётом современных исследований в области криминалистики, теории судебной экспертизы, судебной психологии и психиатрии.

2. Формализованные результаты обучения:

2.1. Задачами программы повышения квалификации «Судебно-психологическая экспертиза» является дальнейшее развитие у слушателей знаний, умений и навыков в области исследовательской и практической деятельности, направленной на решение задач психологических и комплексных с ними экспертиз в процессуальных и непроцессуальных формах.

2.2. Область профессиональной деятельности слушателей, освоивших программу повышения квалификации, включает разработку и реализацию научно-практических рекомендаций, проведение научных исследований, приобретение знаний в области использования положений криминалистики, основ теории судебной экспертизы, судебной психологии и психиатрии в уголовном и гражданском судопроизводстве.

Обучающийся, освоивший программу, готов решать следующие профессиональные задачи:

— осуществлять практическую, научно-исследовательскую, психодиагностическую, консультативную, педагогическую, проектно-инновационную экспертную деятельности;

— реализовывать психологические и комплексные с ними экспертные исследования психологии человека в процессуальной и непроцессуальной формах;

— организовывать в формах, предусмотренных процессуальным законодательством, взаимодействие по производству судебной экспертизы эксперта-психолога с органом или лицом, ее назначившим.

2.3. Программа учебного курса позволяет качественно изменить следующие профессиональные компетенции слушателей:

— способность использовать знания теоретических, методических, процессуальных и организационных основ судебной экспертизы и криминалистики при производстве судебных психологических и комплексных с ними экспертиз и исследований (ПК-1);

— способность применять методы и методики судебных психологических и комплексных с ними экспертных исследований в профессиональной деятельности (ПК-2);

— способность использовать естественнонаучные методы при изучении документов, как источников информации, для психологических и комплексных с ними экспертиз и исследований (ПК-3);

— способность применять технические средства при исследовании психологии человека, обрабатывать и анализировать данные психодиагностического обследования, формулировать развернутое структурированное психологическое заключение в соответствии с задачами экспертизы /исследования и нормативно-правовыми документами (ПК-4);

— способность применять познания в области уголовного, гражданского, арбитражного, административного права при производстве судебных психологических и комплексных с ним экспертиз и исследований (ПК-5).

3. Содержание программы:

Учебный план

программы повышения квалификации

«Судебно-психологическая экспертиза»

Категория слушателей: лица с высшим образованием.

Срок обучения: 144 академических часа, из которых 72 часа аудиторных занятий, и 72 часа самостоятельной работы.

Начало занятий — 12 мая 2020 года, окончание занятий и зачет — 30 мая 2020 года.

Форма обучения: очно-заочная

Режим занятий: ежедневно, кроме воскресенья; будние дни — вечернее время (с 18.30 до 22.00) по 4 ак.часа; суббота — дневное время (с 10.30 до 16.00) по 6 ак.часов.

 

Наименование разделов

Всего

часов

В том числе

лекции

практич.

занятия

Самост.

работа

1.

Раздел 1.

       
 

Основы криминалистики

8

4

 

4

2

Раздел 2.

       
 

Основы экспертологии

8

2

2

4

3.

Раздел 3.

       
 

Психологические исследования в экспертизе

36

13

5

18

4.

Раздел 4.

       
 

Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе

40

15

5

20

5.

Раздел 5.

       
 

Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе

12

3

3

6

6.

Раздел 6.

       
 

Психологическая экспертиза детско-родительских отношений.

12

5

1

6

7

Раздел 7.

       
 

Психологические и психофизиологические исследования в рамках участия психолога в оперативно-розыскных мероприятиях

28

9

5

14

8.

Всего часов

144

72

72

Итоговая аттестация

Зачет

 

4. Учебно-тематический план

программы повышения квалификации «Судебно-психологическая экспертиза»

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Лекции

Практич занятия

Самост. работа

Раздел 1.

Основы криминалистики

8

4

 

4

Тема 1.

История развития криминалистики

2

1

 

1

Тема 2.

Система, основные понятия и методы криминалистики

2

1

 

1

Тема 3.

Современные направления развития науки криминалистики

4

2

 

2

Раздел 2.

Основы экспертологии

8

2

2

4

Тема 4.

Правовые и организационные вопросы производства судебных экспертиз, в том числе психологических и комплексных с ними экспертиз.

2

1

 

1

Тема 5.

Предмет, объект, субъект и задачи судебной экспертизы. Экспертное исследование. Заключение эксперта-психолога.

2

1

 

1

Тема 6.

Внесудебные экспертизы (исследования).

Консультация и заключение специалиста. Типичные ошибки эксперта и специалиста и способы их преодоления.

4

 

2

2

Раздел 3.

Психологические исследования в экспертизе.

36

13

5

18

Тема 7.

Психология нормальной и аномальной личности. Проблема психической нормы.

4

2

 

2

Тема 8.

Психологические исследования в судебной психиатрии. Понятие о патопсихологическом симптомокомплексе. Основные методы и методики патопсихологического исследования при производстве психологических и психолого-психиатрических экспертиз Демонстрация и разбор случая.

12

4

2

6

Тема 9.

Применение нейропсихологических методов исследования в психологических экспертизах по уголовным и гражданским делам. Демонстрация и разбор случая.

8

2

2

4

Тема 10.

Специфика экспертного исследования детей и подростков. Медико-психологический аспект.

4

2

 

2

Тема 11.

Психические особенности лиц с девиациями сексуального поведения.

4

2

 

2

Тема 12.

Психологические методы исследования сексуальных отклонений.

4

1

1

2

Раздел 4.

Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе.

40

15

5

20

Тема 13.

Психология умышленных преступлений.

4

2

 

2

Тема 14.

Психология групповых преступлений.

4

2

 

2

Тема 15.

Криминальное психологическое воздействие — характеристика, виды, экспертное исследование.

4

2

 

2

Тема 16.

Социально-психологические аспекты криминального экстремизма (политического, религиозного, расового, национального).

4

2

 

2

Тема 17.

Психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей обвиняемых /подозреваемых. Личность преступника коррупционера.

4

2

 

2

Тема 18.

Психологическая экспертиза эмоциональных состояний. Анализ случаев.

4

1

1

2

Тема 19.

Исключительные состояния. Разграничение патологического и физиологического аффектов. Анализ случаев.

4

1

1

2

Тема 20.

Психологическая экспертиза психического развития несовершеннолетних правонарушителей. Анализ случаев.

4

1

1

2

Тема 21.

Психологическая экспертиза свидетелей и потерпевших.

4

1

1

2

Тема 22.

Посмертная экспертиза психологического состояния лиц в условиях неочевидности суицида. Анализ случаев.

4

1

1

2

Раздел 5.

Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе

12

3

3

6

Тема 23.

Понятие о несделкоспособности, недееспособности и ограниченной дееспособности.

2

1

 

1

Тема 24.

Роль психологических исследований в экспертизах по гражданским делам, связанных с имущественными спорами. Анализ случаев.

4

1

1

2

Тема 25.

Посмертная экспертиза в гражданском процессе. Психологический анализ случаев.

2

 

1

1

Тема 26.

Экспертные задачи психолога в делах о возмещении морального вреда. Анализ случаев.

4

1

1

2

Раздел 6.

Психологическая экспертиза детско-родительских отношений.

12

5

1

6

Тема 27.

Экспертиза детско-родительских отношений. Юридический аспект.

2

1

 

1

Тема 28.

Психология семейных отношений.

4

2

 

2

Тема 29.

Психологическая диагностика истинного отношения родителей к своему ребенку и эмоциональной привязанности ребенка к каждому из родителей. Анализ случаев.

4

1

1

2

Тема 30.

Психологическая экспертиза при решении вопросов лишения/восстановления родительских прав.

2

1

 

1

Раздел 7.

Психологические и психофизиологические исследования в рамках участия психолога в оперативно-розыскных мероприятиях

28

9

5

14

Тема 31.

Психологические методы, используемые в следственных действиях и оперативно-розыскных мероприятиях. Практическое занятие — тренинг.

12

4

2

6

Тема 32.

Прикладные методы психологии в расследовании уголовных дел.

8

4

 

4

Тема 33.

Объективные методы исследования лжи.

Понятие о полиграфе. Практическое занятие: проверка на полиграфе.

8

1

3

4

 

4.1 Учебная программа

программы повышения квалификации

«Судебно-психологическая экспертиза»

Тема 1. История развития криминалистики.

Выделение криминалистики из уголовно-процессуальной науки в самостоятельную науку. Пересмотр представлений о природе криминалистики. Две концепции криминалистики: как чисто юридической науки, и науки двойственной природы — правовой и технической. Современное представление о криминалистике, как науке не комплексной, (поскольку это предполагает объединение отдельных знаний без их слияния), а синтетической природы.

Тема 2. Система, основные понятия и методы криминалистики.

Криминалистика — наука о расследовании преступлений. Понятие механизма совершения преступления. Отображение признаков механизма преступления в окружающей среде. Закономерности возникновения, обнаружения, закрепления, изъятия, исследования и использования доказательств — как предмет науки криминалистики. Система науки криминалистики: общая теория, криминалистическая техника, криминалистическая тактика, методика расследования преступлений. Методы, используемые в криминалистике. Диалектический материализм — всеобщий метод познания. Сопутствующие ему познавательные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, экстраполяция. Общенаучные методы: наблюдение, измерение, описание (сравнение), эксперимент, моделирование, математические методы исследования. Специальные методы криминалистики: собственно криминалистические и методы других наук. Взаимосвязь криминалистики с юридическими науками (уголовное право, уголовный процесс, криминология) и естественно-техническими науками. Задачи криминалистики. Криминалистическая экспертная диагностика. Понятие диагностирования в криминалистической экспертизе. Диагностические задачи. Общая методика диагностирования. Роль гипотезы и аналогии в экспертном диагностировании. Ситуационный анализ при экспертном криминалистическом диагностировании.

Тема 3. Современные направления развития науки криминалистики.

Криминалистика сегодня в силу интеграции и комплексности научного знания — как основной проводник достижений естественных и технических наук в сферу судопроизводства. Синтетическая природа науки криминалистики. Современное изучение закономерностей, составляющих предмет, т. е. закономерностей механизма преступления; движения потоков криминалистически значимой информации (и в этой связи возможности новых информационных технологий) и другие; развитие методологических основ криминалистики — изучение возможностей интеграции в криминалистику новых научных методов и разработка на их основе криминалистических методик; совершенствование криминалистической систематики и унификация языка науки на основе интеграции в нее компьютерных технологий; пополнение системы частных криминалистических теорий новыми за счет творческого использования ею достижений фундаментальных и прикладных наук; тенденции развития криминалистической техники и криминалистической тактики.

Тема 4. Правовые и организационные вопросы производства судебных экспертиз, в том числе психологических и комплексных с ними экспертиз.

Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ. Ведомственные положения и инструкции о производстве судебных экспертиз. Правовые основы, процессуальные основания и порядок назначения судебно-психологических и комплексных с ними экспертиз в уголовном, гражданском, административном, арбитражном процессах. Законодательная регламентация экспертной деятельности. Обязанности и права эксперта. Виды судебных психологических экспертиз: первичная, дополнительная, повторная экспертизы; очная, заочная, посмертная экспертизы; амбулаторная и стационарная экспертизы; комиссионная и комплексные экспертизы; комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. Этические проблемы судебно-психологической экспертизы и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.

Тема 5. Предмет, объект, субъект и задачи судебной экспертизы. Экспертное исследование. Заключение эксперта-психолога.

История возникновения и развития судебной экспертизы в России. Закономерности возникновения и развития судебных экспертиз. Их современная классификация. Создание общей теории судебной экспертизы. Судебная экспертиза как средство доказывания. Возможности судебной экспертизы в установлении фактических обстоятельств. Предмет судебной экспертизы. Формирование специальных знаний отдельного рода (вида) судебной экспертизы. Экспертные задачи. Понятие, классификация. Задачи классификационные, идентификационные, диагностические. Общие задачи рода экспертизы. Типичные задачи рода (вида) экспертизы. Конкретные задачи проводимой экспертизы. Понятие объекта судебной экспертизы. Классификация объектов: общий, родовой (предметный), специальный, конкретный. Понятие свойства и признака объекта судебной экспертизы.

Сущность и технология экспертного исследования. Информационная природа исходных данных, представляемых эксперту. Стадии экспертного исследования. Творческий характер исследования. Формирование внутреннего убеждения судебного эксперта. Методы решения экспертных задач, классификация методов и методик. Общенаучные методы исследования. Методики общие и частные. Формулирование выводов. Заключение судебно-психологической экспертизы, ее доказательственное значение, правовые последствия, оценка. Особенности составления заключения при производстве комиссионных (в том числе комплексных) экспертиз, при производстве дополнительных и повторных экспертиз. Отказ от дачи заключения как альтернатива заключению. Форма отказа. Оценка заключения: его допустимости, относимости, достоверности. Доказательственное значение фактов, устанавливаемых экспертом.

Тема 6. Внесудебные экспертизы (исследования). Консультация и заключение специалиста. Типичные ошибки эксперта и специалиста и способы их преодоления.

Специалист в уголовном и гражданском процессе, его процессуальный статус, права и обязанности. Консультация и заключение специалиста по УПК РФ и ГПК РФ. Разграничение функций эксперта и специалиста. Понятие профессиональной компетенции. Экспертные ошибки при квалификации аффекта, исследовании взаимодействия личности и ситуации, производстве экспертизы детско-родительских отношений. Типичные ошибки в оформлении письменных консультаций (заключений) специалиста. Рекомендации по устранению ошибок.

Тема 7. Психология нормальной и аномальной личности. Проблема психической нормы.

Теории развития личности. Основные методы и методики исследования личностных особенностей. Понятие аномальной личности. Проблема нормы в психологии и психиатрии.

Тема 8. Психологические исследования в судебной психиатрии. Понятие о патопсихологическом симптомокомплексе. Демонстрация и разбор случая.

Современные представления о судебной психиатрии. Понятие о медицинском критерии оценки психических расстройств, и юридическом (психологическом) критерии невменяемости, гражданско-правовой недееспособности. Классификация, диагностика, клинические проявления, течение и прогноз наиболее часто встречающихся психических заболеваний. Понятие о шизофрении, аффективных расстройствах, расстройствах личности, умственной отсталости, зависимости от психоактивных веществ (алкоголя и наркотических веществ), органических заболеваниях головного мозга, эпилепсии. Понятие о патопсихологическом симптомокомплексе. Экспериментально-психологическое исследование. Основные методы и методики патопсихологического исследования при производстве психологических и комплексных с ними экспертиз.

Тема 9. Применение нейропсихологических методов исследования в психологических экспертизах по уголовным и гражданским делам. Демонстрация и разбор случая.

Нейропсихологические методы, как центральный инструмент анализа высших психических функций человека. Нейропсихологические исследование малолетних и несовершеннолетних подэкспертных. Нейропсихологические синдромы при деменциях позднего возраста. Применение нейропсихологических методов исследования в практике экспертиз по уголовным и гражданским делам. Демонстрация и разбор случая.

Тема 10. Специфика экспертного исследования детей и подростков. Медико-психологический аспект.

Основы психологии и патопсихологии детей и подростков. Психологические особенности подросткового возраста (познавательная деятельность, эмоционально-волевая регуляция, мотивационная сфера, самосознание). Периодизация возрастного развития детей (до 18 лет). Специфика экспертизы несовершеннолетних.

Тема 11. Психические особенности лиц с девиациями сексуального поведения.

Понятие о сексуальных девиациях (отклонениях). Классификация сексуальных отклонений. Педофилия — как одно из расстройств сексуального предпочтения. Изменения личности при расстройствах сексуальных функций.

Тема 12. Психологические методы исследования сексуальных отклонений.

Психолого-сексологическая анкета, методы опроса и направленной беседы, метод непосредственного наблюдения, исследование конкретных случаев, психолого-сексологический анализ материалов уголовного дела; личностные опросники, проективные методики, в том числе рисуночные проективные методики. Оценка результатов и составление психолого-сексологического заключения.

Тема 13. Психология умышленных преступлений.

Понятие вины. Прямой умысел, косвенный умысел. Внезапно возникший умысел — простой, аффективный, обдуманный. Примеры.

Тема 14. Психология групповых преступлений.

Понятие преступной группы — состав, структура и распределение ролей; виды групп по УК РФ; групповые ценности, групповые процессы. Формы соучастия — от простых к сложным. Судебно-психологическая экспертиза для установления социально-психологической структуры преступной группы.

Тема 15. Криминальное психологическое воздействие — характеристика, виды, экспертное исследование.

Психологическое воздействие — положительное и негативное; понятие, стратегии, виды, методы и средства. Психическое насилие. Принуждение, понуждение, криминальное психологическое воздействие против личности, половой неприкосновенности, в преступлениях против государственной власти. Возбуждение ненависти и вражды, унижение человеческого достоинства. Публичные призывы к экстремистской деятельности.

Тема 16. Социально-психологические аспекты криминального экстремизма (политического, религиозного, расового, национального).

Историко-правовые аспекты феноменов экстремизма и терроризма. Социально-психологические основания экстремизма. Экономические факторы экстремизма. Современный терроризм. Личность террориста и террориста-смертника, модели психологических портретов. Экстремистские и террористические организации. Классификация видов экстремизма. Понятие о политическом экстремизме. Религиозный экстремизм. Расовый и национальный экстремизм.

Тема 17. Психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей обвиняемых / подозреваемых. Личность преступника коррупционера.

Исследование индивидуально-психологических особенностей обвиняемых, подозреваемых при решении вопросов индивидуализации уголовной ответственности и наказания. Оценка влияния личностных особенностей на поведение обвиняемых в конкретных обстоятельствах. Понятие «ограниченной вменяемости» в рамках ст.22 УК РФ. Исследование индивидуально-психологических особенностей для решения диагностических и экспертных вопросов, относящихся к компетенции судебной психиатрии (в рамках однородных судебно-психиатрических и комплексных психолого-психиатрических экспертиз).

Тема 18. Психологическая экспертиза эмоциональных состояний. Анализ случаев.

Исследование и правовая оценка эмоциональных состояний и реакций. Юридическое и психологическое понятие аффекта. Соотношение психологического понятия «аффект» и правового понятия «внезапно возникшее сильное душевное волнение». Представление о тождественности этих понятий. Соотношение аффекта с иными юридически значимыми эмоциональными состояниями. Феноменология аффекта. Особенности психической деятельности человека в состоянии аффекта. Диагностические признаки аффекта. Оценка ситуации, личности, индивидуальных неблагоприятных факторов, динамики эмоциональной реакции. Влияние алкогольного опьянения на развитие эмоциональных состояний и психическую деятельность человека. Аффект в состоянии простого алкогольного опьянения. Современная классификация аффектов.

Тема 19. Исключительные состояния. Разграничение патологического и физиологического аффектов. Анализ случаев.

Психиатрическое понятие «исключительное состояние». Патологическое опьянение. Алкогольный психоз. Сумеречное помрачение сознания. Патологическое просоночное состояние. Патологический аффект и его отличие от физиологического аффекта. Реакция «короткого замыкания». Острая реакция на стресс. Психолого-психиатрический анализ случаев.

Тема 20. Психологическая экспертиза психического развития несовершеннолетних правонарушителей. Анализ случаев.

Определение соответствия психического развития подростка нормам его возрастного периода. Установление наличия (или отсутствия) отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, которое ограничивает способность несовершеннолетнего в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и /или руководить ими (в рамках ч.3 ст.20 УК РФ).

Тема 21. Психологическая экспертиза свидетелей и потерпевших.

Оценка принципиальной способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания. Оценка актуальной возможности давать показания в конкретный юридически значимый период. Экспертиза способности давать показания у детей и подростков. Исследование повышенной внушаемости и повышенного фантазирования. Оценка способности давать показания лицами с психическими расстройствами. Исследование психологического и психического состояния потерпевшего во время совершения противоправного деяния. Юридические критерии определения беспомощного состояния — интеллектуальный (неспособность понимать характер и значение совершаемых в отношении его действий), и волевой (неспособность оказывать сопротивление). Признаки сохранности интеллектуального критерия. Признаки сохранности волевого критерия (способности оказывать сопротивление).

Тема 22. Посмертная экспертиза психологического состояния лиц в условиях неочевидности суицида. Анализ случаев.

Психологический подход в суицидологии. Суицидальное поведение — досуицидальный период, пресуицидальный период, период реализации суицидальных намерений, постсуицидальный период. Типы суицидов. Экспертиза психического и психологического состояния лица, предшествующего факту его смерти. Оценка ситуации, личности суицидента, его сознания и самосознания, медицинских факторов. Установление причинных зависимостей. Социальные, психологические, клинические факторы совершения суицидов у подростков.

Тема 23. Понятие о несделкоспособности, недееспособности и ограниченной дееспособности.

Юридический (психологический) критерий сделкоспособности и его интеллектуальный и волевой компоненты. Юридическое и психологическое понятие дееспособности — недееспособности. Значение психологического исследования в установлении ограниченной дееспособности и недееспособности.

Тема 24. Роль психологических исследований в экспертизах по гражданским делам, связанных с имущественными спорами. Анализ случаев.

Экспертиза психологического состояния дееспособного лица при совершении им сделки (в рамках ст.177 ГК РФ). Интеллектуальный и волевой компоненты способности понимать значение своих действий и руководить ими. Юридически значимые индивидуально-психологические особенности (повышенная внушаемость и подчиняемость), способные повлиять на волевой компонент сделкоспособности. Психологическое исследование индивидуально-психологических особенностей, способных привести к формированию существенного заблуждения относительно значимых элементов сделки (в соответствии со ст.178 ГК РФ). Роль психолога при рассмотрении дел о недействительности сделок, совершенных под влиянием обмана, насилия, угрозы или неблагоприятных обстоятельств заключивших сделку (в рамках ст.179 ГК РФ).

Тема 25. Посмертная экспертиза в гражданском процессе. Психологический анализ случаев.

Специфика проведения посмертных и заочных психологических и психолого-психиатрических экспертиз по гражданским делам. Исследование индивидуально-психологических особенностей и психологического (эмоционального) состояния лиц в юридически значимый период по материалам дела и медицинской документации. Оформление экспертного заключения и формулировка выводов психолога.

Тема 26. Экспертные задачи психолога в делах о возмещении морального вреда. Анализ случаев.

Психологическое понятие морального вреда. Общие и специальные основания назначения экспертизы. Установление изменений психологического состояния («нравственных страданий», эмоциональных переживаний), причинно связанных с действиями причинителя вреда. Понятие о негативных изменениях психической деятельности — психического состояния, неблагоприятных изменений личности, нарушение адаптации. Проблема определения размера компенсации морального вреда.

Тема 27. Экспертиза детско-родительских отношений. Юридический аспект.

Права несовершеннолетних детей. Права и обязанности родителей (воспитателей). Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Право на общение с ребенком его родственников. Лишение, ограничение и восстановление родительских прав. Участие органа опеки и попечительства при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей.

Тема 28. Психология семейных отношений.

Влияние отношения родителей друг к другу на психологическое состояние детей. Родительская любовь к детям. Внутрисемейные взаимодействия между детьми и родителями. Роль отца в психическом развитии ребенка. Воспитание ребенка в неполной семье.

Тема 29. Психологическая диагностика истинного отношения родителей к своему ребенку и эмоциональной привязанности ребенка к каждому из родителей. Анализ случаев.

Исследование индивидуально-психологических особенностей родителей и предпочитаемых ими стилей воспитания. Установление истинного отношения родителей к своему ребенку. Исследование уровня психологического развития детей, установление наличие /отсутствие признаков социально-психологической дезадаптации. Установление эмоциональной привязанности ребенка к каждому из родителей. Особенности психологической экспертизы в спорах о месте постоянного проживания ребенка. Специфика психологической экспертизы при решении споров о порядке общения ребенка с отдельно проживающим родителем и другими родственниками.

Тема 30. Психологическая экспертиза при решении вопросов лишения/восстановления родительских прав.

Выявление индивидуально-психологических особенностей психически здоровых родителей, а также родителей, имеющих психические расстройства, способных принести вред психическому и физическому здоровью ребенка. Психологическое обследование кандидатов на усыновление (удочерение) детей.

Тема 31. Психологические методы, используемые в следственных действиях и оперативно-розыскных мероприятиях.

Метод психологической беседы. Оперативная психодиагностика личности — метод, позволяющий по внешним признаков, без применения специальных тестов определить составляющие характера собеседника. Характеристика психотипов (радикалов). Практическое занятие — тренинг. Понятие о профайлинге — как методе, позволяющем по невербальным признакам прогнозировать поведение и намерения человека.

Научный подход к методу верификации лжи по физиологическим признакам — функции эмоций, эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональные отношения (чувства) и их характеристики; анализ мимических, физиологических, эмоциональных проявлений.

Тема 32. Прикладные методы психологии в расследовании уголовных дел.

Психологическое сопровождение свидетелей и потерпевших. Работа с подозреваемым. Психологические методы расследования некоторых уголовных дел.

Тема 33. Объективные методы исследования лжи. Понятие о полиграфе. Практическое занятие: проверка на полиграфе.

История инструментальной детекции лжи. Понятие о психофизиологическом исследовании с применением полиграфа, как инструментальном обследовании с целью выявления физиологических реакций организма, свидетельствующих о преднамеренном скрывании информации. Практическое применение психофизиологических исследований. Практическое занятие — демонстрация процедуры проверки на полиграфе.

Заведующий кафедрой криминалистики

д.ю.н., профессор И.М. Комаров

4.2 Материально-технические условия реализации программы:

Занятия в рамках программы «Судебно-психологическая экспертиза» проводятся в криминалистическом центре ЮФ с использованием компьютерного и мультимедийного оборудования для лекций и семинаров четвертого учебного корпуса МГУ, закрепленного за юридическим факультетом МГУ имени М.В. Ломоносова, а также в клиниках г. Москвы (ФГАУ НМИЦ нейрохирургии им. академика Н.Н. Бурденко Минздрава России, ул.4-я Тверская-Ямская, д.16; Институт психического здоровья и аддиктологии, ул. Дмитрия Ульянова, 7 Б).

5. Учебно-методическое обеспечение программы:

5.1. Нормативно-правовые акты:

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: электронный ресурс / http://www.consultant.ru/popular/gprf.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: электронный ресурс / http://www.consultant.ru/popular/upkrf.

Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности» от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ: электронный ресурс / http://www.ekc-vector.ru/zakon_p_73-fz.html.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;

Приказ Минобрнауки России от 28 октября 2016 г. № 1342 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза (уровень специалитета)»;

Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

5.2. Основная литература:

1. Андрианов М.С., Кроз М.В., Ратинова Н.А., Ситковская О.Д. Криминальная психология: учебное пособие / Под ред. О.Д. Ситковской. — М.: Изд-во Юрлитинформ, 2014.

2. Еникеев М.И. Юридическая психология: учебник. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018.

3. Енгалычев В.Ф. Профессиональная компетентность специалиста в практической юридической психологии. (Монография) М.: Высшая школа психологии, 2004.

4. Комаров И.М. и др. Криминалистика. М.,2019, 615 с.

5. Комаров И.М. Современные тенденции развития криминалистики и судебной экспертизы /Современное право, М., 2011, № 63, с.129-134.

6. Криминалистика: учебник / Т. В. Аверьянов, Р. С. Белкин [и др.]. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : НОРМА: ИНФРА-М, 2014.

7. Криминалистика: учебник для магистратуры / под общ.ред. И.В.Александрова. Серия: магистр. — М.: Издательство Юрайт, 2014.

8. Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология: учебник. — 5 изд. — М.:НИЦ ИНФРА-М 2018.

9. Моисеева Т.Ф., Майлис Н.П. Судебная экспертиза. Введение в специальность: учебное пособие. — М.: РГУП, 2017.

10. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе: учебник. — М.: НОРМА:НИЦ ИНФРА-М, 2015.

11. Толчеев Н. К. Справочник судьи и адвоката по гражданским делам; ТК Велби, Проспект — М., 2014. — 262 c.

5.3. Дополнительная литература:

12. Алмазов Б.Н. Патопсихология общественной безопасности: цикл лекций. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017.

13. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. — М.: Наука. 1991.

14. Антонян Ю. М., Эминов В.Е. Портреты преступников. Криминолого-психологический анализ.-М.: Норма: ИНФРА-М, 2019.-240с.

15. Багмет А.Н., Гусев А.Н., Енгалычев В.Ф., Кравцова Г.К., Седин В.И., Холопова Е.А. Методика исследования коммуникативного поведения с целью выявления психологических признаков искажения сообщаемой информации (по видеозаписям процессуальных и иных действий). М.,2018, Моск.акад.СК России, ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им.А.И.Бурназяна ФМБА России, 192с.

16. Балабанова Л.М. Судебная патопсихология (вопросы определения нормы и отклонений). — Д., Сталкер., 1998.

17. Березанцев А.Ю. Судебная психиатрия. Учебник для ВУЗов. М., из-во ЮРАЙТ, 2014.

18. Гусев А.Н. Общая психология в 7 томах. Учебник для студентов высших учебных заведений. И.2 Ощущение и восприятие. М.,2007, Издат.Центр «Академия», 415 с.

19. Дмитриева Т.Б., Харитонова Н.К., Иммерман К.Л., Королева Е.В. Судебно-психиатрическая экспертиза в гражданском процессе. — СПб.: Юридический Центр Пресс, 2003.

20. Ениколопов С.Н., Ли Н.А. Психологические особенности криминального профайлинга // Психологическая наука и образование. 2007. № 5. С. 295-299.

21. Зейгарник Б.Ф. Психология личности: норма и патология / под ред. М.Р. Гинзбурга. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.

22. Зинченко Ю. П., Логинов А. В., Карабанова О. А., и др. Толерантность как фактор противодействия ксенофобии: управление рисками в обществе риска. — М., 2011.

23. Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Роль отца в психическом развитии ребенка. — М.: Форум,2011. — 112с.

24. Капустин С.А. Новаый критерий нормальной и аномальной личности/ Национальный психологический журнал. № 2 (30), с.13-21.

25. Капустин С.А. Психология — практике воспитания детей. М., 2018, 96с.

26. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. — М.: ГАРДАРИКИ, 2005.

27. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989; 2-е изд. — М.: ИЦ «Академия», 2003.

28. Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза. Избранные труды. — М.: Генезис, 2010.

29. Кроз М.В., Ратинова Н.А., Онищенко О.Р. Криминальное психологическое воздействие. М.,2008, 166с.

30. Кудрявцев И.А. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. — М.: Изд-во Моск.ун-та,1999.

31. Макушкин Е.В., Дозорцева Е.Г. и др. Правовое регулирование комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз несовершеннолетних в РФ. Аналитический обзор. — М.: ФГБУ ФМИЦПН им. В.П. Сербского МЗРФ, 2008.

32. Николаева Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье: орг.пед.и соц.помощи непол.семьям: пособие для психологов и педагогов. — М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006. — 159 с.

33. Оганян К.К. Междисциплинарные исследования личности социологии: сравнительный анализ: монография. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017.

34. Оглоблин С. И., Молчанов А. Ю. Инструментальная «детекция лжи»: академический курс. — Ярославль: Нюанс, 2004. — 464 с.

35. Положий Б.С., Панченко Е.А. Суицидальное поведение (детерминанты, клиническая динамика, типология, профилактика). — М.: ФГБУ ФМИЦПН им. В.П. Сербского МЗР, 2016.

36. Ратинов А.Р., Кроз М.В., Ратинова Н.А. Ответственность за разжигание вражды и ненависти. Психолого-правовая характеристика. — М.: Юрлитинформ, 2005.

37. Россинская Е.Р., Галяшина Е.И. Настольная книга судьи: судебная экспертиза. — М.: Проспект, 2010.

38. Рощина И.Ф. Жариков Г.А. Нейропсихологический метод в диагностике мягкой деменции в пожилом и старческом возрасте // Журнал неврологии и психиатрии им. Корсакова. — 1998. № 98(2). С. 34-40.

39. Русаковская О.А., Автореферат диссертации «КСППЭ в судебных спорах о воспитании и месте проживания ребенка», М.,2011.

40. Сафуанов Ф.С., Савина О.Ф., Морозова М.В., Исаева И.В. Критерии судебно-психологической экспертной оценки юридически релевантных эмоциональных состояний у обвиняемых: методические рекомендации. — М.: ФГБУ ФМИЦПН им. В.П. Сербского МЗРФ, 2016.

41. Ситковская О.Д. Криминальная психология: курс лекций. — М.: Проспект, 2016.

42. Судебная экспертиза: типичные ошибки /под ред. Е.Р.Россинской. — М.:Проспект, 2012 — 544с.

43. Судебная экспертология: история и современность (научная школа, экспертная практика, компетентностный подход): монография / под ред. Е.Р. Россинской, Е.И. Галяшиной. — М.: Проспект, 2017.

44. Терехина С.А., Дозорцева Е.Г. Разрыв эмоциональных связей между детьми и родителями в ситуации развода//Практика судебно-психиатрической экспертизы. Сборник № 48/Под ред. академика РАМН Т.Б. Дмитриевой. — М., 2010. — С. 160 — 173.

45. Ткаченко А.А., Корзун Д.Н. Судебно-психиатрическая экспертиза. — М.: «ГЭОТАР_Медиа», 2016.

46. Холодный Ю.И. Анализ физиологических реакций, регистрируемых в процессе опроса с использованием полиграфа: практическое пособие. — М., 1999. — С. 6. — 52 с.

47. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. — М.: Педагогика, 1989.- 160с.

48. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд.3-е, испр.и дополн.-М.:Педагогическое общество России. 2000.-128с.

49. Черноризов А. М., Исайчев С. А. «Детектор лжи» или Что такое практическая психофизиология // Психологическая газета : интервью. — 2003. — № 4.

6. Требования к результатам обучения:

В результате освоения программы обучающийся должен:

знать:

основы судебной психологии, клинической психологии (патопсихологии, нейропсихологии, возрастной психологии), суицидологии, судебной психиатрии, наркологии и сексологии, психологии семейных отношений, психофизиологии и др. — в процессе производства психологических и комплексных с ними экспертиз и исследований;

законодательные, нормативно-правовые акты и инструктивно-методические документы, регламентирующие организационно-правовые основы проведения психологических и комплексных с ними экспертиз и исследований;

основные виды судебно-психологических и комплексных с ними экспертиз в уголовном, гражданском, арбитражном, административном процессах: их юридическое значение, принципы организации и проведения, алгоритм и критерии экспертной психологической оценки и психологической диагностики в целом;

теорию и методологию проведения психологических экспертиз с учетом их предметной специфики;

методы психологического диагностического обследования с помощью психометрических методик (включая использование клинических шкал), психосемантических, проективных и иных методик в целях судебной и внесудебной экспертизы, и особенности их адаптации для лиц разного возраста;

соотношение клинико- и экспериментально- психологического исследования с методом ретроспективного психологического анализа дела и приобщенных к нему материалов в процессуальной и непроцессуальной формах.

Уметь:

применять специальные психологические знания об имеющих юридическое значение закономерностях и особенностях протекания и структуры психической деятельности человека, а также адаптировать их в связи с особенностями проведения судебной и внесудебной психологической экспертизы и (или) при участии в проведении комплексных экспертиз;

применять психодиагностические методы исследования в судебно-психологической экспертизе с учетом особенностей предметных видов экспертиз и психологических, возрастных и иных особенностей подэкспертного лица;

проводить психологические и комплексные с ними экспертизы по вопросам, отнесенным к предметным видам судебно-психологической экспертизы в гражданском процессе.

Владеть навыками:

определения целей, задач и методов психодиагностического исследования с учетом нозологических, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик;

диагностики психических функций, состояний, свойств и структуры личности и интеллекта, психологических проблем, конфликтов, способов адаптации, личностных ресурсов, межличностных отношений и других психологических феноменов с использованием соответствующих методов клинико-психологического и экспериментально-психологического исследования;

составления развернутого структурированного психологического заключения по результатам экспертного исследования;

соблюдения профессиональной этики и деонтологии в работе психолога;

организации совместной деятельности со специалистами других профилей (работниками правоохранительных органов, экспертами других специальностей, социальными работниками, специалистами в области охраны здоровья и др.).

Контрольные задания:

В соответствии с графиком проведения занятий по программе повышения квалификации, содержание контрольных заданий определяются преподавателями, которые читают лекции по конкретной тематике на основе цели и задач данного мероприятия.

Примерный перечень итоговых вопросов по курсу:

1. Эксперт и специалист в уголовном процесс: понятие, различия в процессуальном статусе.

2. Привлечение специалиста адвокатом-представителем в гражданском процессе.

3. Заключение эксперта и заключение специалиста в уголовном процессе.

4. Основания и процессуальный порядок назначения экспертизы.

5. Случаи обязательного назначения экспертизы. Виды экспертиз.

6. Рецензия на экспертное заключение.

7. Предметные виды психологических и комплексных с ними экспертиз в уголовном процессе.

8. Обязательные критерии понятия невменяемости.

9. Характеристики основных патопсихологических симптомокомплексов.

10. Виды аффектов.

11. Отличие патологического аффекта от физиологического аффекта.

12. Уголовно-правовые последствия экспертного вывода о существенном влиянии индивидуально-психологических особенностей обвиняемого на его поведение в ситуации инкриминируемого ему деяния.

13. Юридически значимые индивидуально-психологически особенности лиц при установлении их сделкоспособности.

14. Понятие возрастной невменяемости (установление у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, в соответствии с ч.3 ст.20 УК РФ).

15. Юридическое понятие беспомощного состояния.

16. Классификации суицидов.

17. Экспертное исследование индивидуально-психологических особенностей родителей и предпочитаемых ими стилей воспитания.

18. Цель и причины исследования ребенка в экспертизе детско-родительских отношений.

19. Полиграф и его применение.

20. Психологические методы, используемые в следственных действиях и оперативно-розыскных мероприятиях.

7. Составители программы:

Наименование разделов (дисциплин) в соответствии с учебным планом

Фамилия И.О преподавателя, ученая степень и ученое (почетное) звание

Номер разработанного раздела (дисциплины)

Номер темы по учебно-тематическому плану

Основы криминалистики.

Основы экспертологии.

Психологическая экспертиза детско-родительских отношений.

Комаров Игорь Михайлович,

д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой криминалистики

1

2

6

1-3

4-6

27

 

Психологические исследования в экспертизе.

Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе.

Психологические и психофизиологические исследования в рамках участия психолога в оперативно-розыскных мероприятиях.

Регнацкий Владимир Владимирович, руководитель Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г. Москвы

3

4

7

7-12

15-17

31-33

Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе.

Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе.

Психологическая экспертиза детско-родительских отношений.

Дьякова Наталия Владимировна, канд.психол.наук, главный эксперт ГБУ г. Москвы «Московский исследовательский центр»

4

5

6

13-14,

18-22

23-26

28-30