Программа повышения квалификации «Комплаенс-менеджмент»

Руководители программы

Сотов Александр Игоревич

кафедра криминалистики,доцент,кандидат наук

Балакин Владимир Валерьевич

президент Национальной ассоциации комплаенс

Паспорт программы

Описание программы

Важным условием развития успешной предпринимательской деятельности в России и за рубежом в современных условиях является внедрение эффективной системы комплаенс и создание комплексной системы обеспечения экономической безопасности предприятия.

Современная система комплаенс направлена на обеспечение выполнения требований различных отраслей права эффективное управление рисками.

В ряде случаев законодательство Российской Федерации предусматривает обязательное внедрение организациями определенных комплаенс-процедур.

Так, Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» устанавливает обязанности широкого круга организаций, а также ряда профессий, по созданию системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, который по сути является разновидностью комплаенса.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» обязывает все организации, независимо от их правового статуса, принимать меры по предупреждению коррупции, в частности:

  • определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
  • сотрудничество организации с правоохранительными органами;
  • разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
  • принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
  • предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
  • недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Другие направления комплаенса, например, налоговый комплаенс, внедряются организациями на добровольной основе.

Цель программы — формирование у участников знаний, умений и навыков в области внедрения комплаенс процедур, которые они смогут применить в своей профессиональной деятельности:

  • применение международных практик и стандартов в области формирования антикоррупционной системы комплаенс, обеспечение соответствия деятельности субъектов предпринимательской деятельности требованиям международного права и российского антикоррупционного законодательства;
  • организация противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
  • внедрение процедур антимонопольного и налогового комплаенса;
  • использование действующих механизмов государственной поддержки бизнеса в построении новых прозрачных экономических отношений в целях повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российской экономики (включая субсидии, систему госзакупок, льготные налоговые и таможенные режимы и т.д.);
  • совершенствование системы экономической безопасности в целях пресечения попыток противоправных действий по отношению к субъектам экономической деятельности;
  • понимание содержания документов, необходимых для практического внедрения системы комплаенс.

Программа повышения квалификации «Комплаенс-менеджмент» предусматривает углубленное изучение требований международных стандартов и национального законодательства с учетом современных практик в области комплаенс менеджмента для профессиональной деятельности специалистов предприятий (организаций), обеспечивающих разработку, внедрение и сопровождение корпоративной системы комплаенс — КСК (Corporate Compliance) по следующим направлениям:

  • предупреждение и минимизация производственно-экономических рисков;
  • управление предприятием в соответствии с международными и российскими правовыми, а также этическими нормами; предотвращение (недопущение) ущерба предприятию;
  • создание системы ответственности менеджмента и организация контроля его деятельности;
  • организация системы обнаружения и внутреннего расследования (forensic) противоправных действий по отношению к предприятиям;
  • развитие комплаенс — стратегий и культуры предприятия как предпосылки для его устойчивого и безопасного развития;
  • предупреждение и противодействие коррупции;
  • противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
  • обеспечение соблюдения требований антимонопольного и налогового законодательства;
  • защита прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Итоговым результатом обучения является подготовка специалиста в сфере комплаенс-менеджмента, способного разработать и внедрить в организации эффективную систему комплаенс.

Итоговый контроль знаний проходит в виде экзамена (тестирования), по результатам которого слушателям выдается удостоверение государственного образца по квалификации «менеджер», сфера деятельности — комплаенс-менеджмент.

Полученные знания позволят менеджеру в сфере комплаенс приобрести следующие компетенции:

  • разработка комплексных мер по обеспечению экономической безопасности хозяйствующего субъекта;
  • предотвращение противоправных действий сотрудников предприятия и конкурентов;
  • снижение рисков, связанных с недобросовестными действиями сотрудников отделов сбыта и закупок;
  • использование в полном объеме мер государственной поддержки, предусмотренных Государственными программами развития (по отраслям и направлениям деятельности)
  • противодействие коррупционным проявлениям государственных служащих;
  • предотвращение различных видов мошенничества;
  • обеспечение функционирования системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
  • выявление подозрительных операций и необычных сделок;
  • правильное оформление обращений в правоохранительные органы и заявлений в судебные органы;
  • формирование правовой позиции в судебных спорах.

Занятия проводят высококвалифицированные отечественные и зарубежные специалисты в сфере предпринимательской деятельности, сотрудники правоохранительных и иных государственных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации (по направлениям деятельности).

Курс обучения — 72 академических часа:

28 часов — лекции, 34 часа — самостоятельные занятия, 6 часов — практические занятия, 2 часа — организационные вопросы, 2 часа — тестирование.

Форма обучения: очно-заочная (с отрывом от основной деятельности).

Режим занятий: аудиторные занятия по 8 академических часов ежедневно, кроме понедельника и пятницы; понедельник и пятница — по 6 академических часов

Содержание курса

Раздел 1. Комплаенс-менеджмент: общая характеристика и основные направления

  • Система комплаенс
  • Антикоррупционный комплаенс
  • Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения
  • Антимонопольный комплаенс
  • Налоговый комплаенс. Налоговые риски и пути их минимизации
  • Этико-нормативные аспекты в антикоррупционной деятельности. Защита конфиденциальной информации

 

Раздел 2. Управление правовыми рисками

  • · Антикоррупционные оговорки и их применение в договорной работе
  • · Механизмы избежания и максимального снижения предпринимательских рисков. Услуги дью — ди́лидженс (Due Diligence) в целях формирования объективного представления об объекте инвестирования
  • · Правовые механизмы защиты предприятия от агрессивного поглощения

Раздел 3. Организация системы обнаружения и внутреннего расследования (forensic) противоправных действий по отношению к предприятиям

  • · Услуги форензик (англ. Forensic ) по выявлению, анализу и урегулированию конфликтных ситуаций по фактам выявленных нарушений законности в целях защиты интересов бизнеса.
  • · Проведение служебных проверок и расследований по фактам разглашения конфиденциальной информации, потери служебных документов работниками компании и действий, угрожающих экономической безопасности компании.

Раздел 4. Правовые механизмы государственной поддержки и защиты интересов предпринимателей

  • · Правовые механизмы государственной поддержки российских предпринимателей
  • · Роль правоохранительных и судебных органов в обеспечении защиты предпринимателей

Практические занятия

  • Анализ проектов федеральных законов «О государственно-частном партнерстве», «О деофшоризации», «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках»
  • Углубленный анализ документов, необходимых для получения субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, на заключение специального инвестиционного контракта и получение грантов
  • Подготовка документов в структуры ФНС России на изменение срока уплаты налогов (отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит), на заключение Соглашения на специальный инвестиционный кредит, на списание безнадежной налоговой задолженности
  • Обсуждение возникших на предприятии конкретных конфликтных ситуаций, правовые консультации и подготовка заявлений в правоохранительные органы по подведомственности (подследственности).
  • Обзор российской судебной практики по делам об экономической безопасности хозяйствующих субъектов, о мошенничестве и банкротстве. Анализ практики Европейского суд по правам человека в обеспечении защиты предпринимателей Разработка образцов заявлений в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Европейский суд по правам человека
  • Разработка образцов заявлений о возбуждении уголовного дела по факту шантажа, защите деловой репутации

 

Подробное описание программы и регистрация доступны по ссылке

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ОБЩИМ ВОПРОСАМ
 
На все вопросы ответит специалист департамента партнерских отношений Национальной ассоциации комплаенс Игорь Муравьев: