Программа повышения квалификации «Криминалистика в эффективном юридическом образовании: современные задачи и пути их решения»

Руководитель программы

Егоров Николай Николаевич

кафедра криминалистики,профессор,профессор,доктор наук

Паспорт программы

  • Реализация программы: кафедра криминалистики
  • Форма обучения: очно-заочная
  • Объем курса: 24 ак/ч
  • Сроки обучения: октябрь-ноябрь 2020 г.
  • График занятий: 2,5 недели три дня в неделю по 4ак/ч в день с 18.50 до 22.00
  • Стоимость обучения: 47 тыс. руб.
  • Язык обучения: русский
Описание программы

ПРОГРАММА

повышения квалификации научно-педагогическими работниками организаций высшего образования, преподающими криминалистику

 

«Криминалистика в эффективном юридическом образовании: современные задачи и пути их решения»

 

  1. Цель реализации программы

 

1.1. Целью реализации программы «Криминалистика в эффективном юридическом образовании: современные задачи и пути их решения»  является системное повышение квалификации в преподавании криминалистики, совершенствование научно-методологических представлений о педагогической и научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава организаций высшего образования.

 

  1. Формализованные результаты обучения

2.1. Задачами программы повышения квалификации научно-педагогическими работниками организаций высшего образования, преподающими криминалистику, «Криминалистика в эффективном юридическом образовании: современные задачи и пути их решения», является дальнейшее развитие у слушателей знаний, умений и навыков в области преподавания общей теории криминалистики, криминалистической техники, тактики, методики расследования отдельных видов преступлений и использования специальных знаний в правоприменительной практике, а также повышение их профессиональной квалификации в части использования современных методик обучения.

2.2. Область профессиональной деятельности слушателей, освоивших программу повышения квалификации, включает разработку и реализацию правовых норм, проведение научных исследований, образование и воспитание студентов организаций высшего образования.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу повышения квалификации:

  • научно-исследовательская деятельность в области криминалистики;
  • преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования, применительно к курсу криминалистики.

2.3. Программа учебного курса позволяет качественно изменить следующие профессиональные компетенции:

в научно-исследовательской деятельности в области криминалистики:

  • повысить владение методологией научно-исследовательской деятельности в области криминалистики (ПК-1);
  • улучшить владение культурой научного исследования в области криминалистики, в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий (ПК-2);
  • усовершенствовать способность к разработке новых методов исследования и их применению в самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области криминалистики с соблюдением законодательства Российской Федерации об авторском праве (ПК-3);
  • повысить готовность организовать работу исследовательского и (или) педагогического коллектива в области криминалистики (ПК-4);

в преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования:

  • улучшить готовность к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования, применительно к курсу криминалистики (ПК-5).

 

3. Содержание программы

 

Учебная программа

программы повышения квалификации

«Криминалистика в эффективном юридическом образовании: современные задачи и пути их решения»

 

Тема 1. Инновационность и традиции в организации процесса обучения общей теории криминалистики.

Возникновение криминалистики как прикладной отрасли знаний: первые научные методы регистрации и идентификации преступников, роль российских ученых-криминалистов в формировании судебной фотографии, криминалистического исследования документов и других отраслей криминалистической техники.

Основные этапы развития криминалистики: первые отечественные ученые-криминалисты, их вклад в становление современных представлений о природе криминалистики, в теоретические и прикладные исследования, проводимые в экспертных и других научных учреждениях страны.

Развитие научных взглядов на криминалистику как самостоятельную отрасль знаний.

Современное состояние науки криминалистики и перспективы ее развития в России и за рубежом.

Тема 2. Сравнительная педагогика в системе преподавания общей теории криминалистики.

Объект изучения криминалистики. Предмет криминалистики: закономерности механизма преступления; закономерности возникновения, собирания и использования криминалистически значимой информации.

Задачи криминалистики как науки: разработка понятийного аппарата, системы общих и частных теорий; средств, приемов и методик. Криминалистические теории и учения. Прикладные задачи криминалистики в деле борьбы с преступностью.

Методология криминалистики. Значение диалектической логики, общенаучных категорий и методов познания, данных естественных и общественных наук, положений уголовного и уголовно-процессуального права в ее формировании.

Общая характеристика криминалистических методов познания. Функции криминалистических теорий и учений. Соотношение научных методов и практических рекомендаций.

Система науки криминалистики, ее место в системе юридических наук. Использование криминалистических познаний при расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел.

Тема 3. Современные способы и средства собирания носителей информации при расследовании преступлений, их использование в учебном процессе.

Правовые формы и условия применения криминалистической техники.

Классификация технико-криминалистических средств и методов. Общие криминалистические правила обращения с объектами – носителями криминалистически значимой информации.

Технико-криминалистические средства и способы обнаружения материальных объектов – носителей информации о преступлении: средства поиска скрытых объектов, выявления латентных следов; вспомогательные технические средства. Комплекты технико-криминалистических средств.

Тема 4. Новые методики  экспертных исследований носителей информации, их использование в учебном процессе.

Технико-криминалистические средства исследования материальных объектов – носителей информации о преступлении; средства предварительного исследования; стационарные средства для производства криминалистических исследований; средства хранения и обработки криминалистически значимой информации.

Тема 5. Особенности преподавания тактики невербальных следственных действий.

Понятие и виды невербальных следственных действий. Особенности организации и производства невербальных следственных действий.  Понятие следовой информации о событии преступления, классификация следов и методы их собирания и предварительного исследования. Использование вышеуказанных категорий при преподавании.

Тема 6. Особенности преподавания тактики вербальных следственных действий.

Понятие и виды вербальных следственных действий. Особенности организации и производства вербальных следственных действий.  Использование вышеуказанных категорий при преподавании.

Тема 7. Особенности преподавания основ методики расследования преступлений, совершенных организованными преступными группами.

Особенности, понятие и структура современной организованной преступности. Общие черты криминалистической характеристики организованной преступности. Ее типовая структура и особенности отдельных структурных элементов.

Общеметодические основы раскрытия и расследования преступлений, совершаемых организованными группами. Особенности методик до следственного собирания необходимой информации об указанной преступной деятельности. Типовые следственные ситуации и особенности методик расследования в каждой их них. Методы нейтрализации преступного противодействия организованных групп расследованию.

Использование вышеуказанных категорий при преподавании.

Тема 8. Особенности преподавания методики расследования преступлений  против личности.

Преступления против личности: виды; субъекты, их цели и мотивы; типичные источники информации, имеющей значение для дела, и т.д.

Криминалистическая характеристика убийств и изнасилований; обстоятельства, подлежащие установлению; типичные ситуации, версии, основные направления расследования; особенности тактики производства первоначальных и последующих следственных действий.

Розыскная деятельность при расследовании преступлений против личности. Назначение судебных экспертиз.

Использование вышеуказанных категорий при преподавании.

Тема 9.  Особенности преподавания методики расследования преступлений  против собственности.

Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с завладением чужим имуществом, и обстоятельства, подлежащие установлению. Особенности расследования краж, грабежей, разбоев. Особенности расследования мошенничества. Особенности расследования хищений, совершенных путем вымогательства. Назначение судебных экспертиз по данной категории дел.

Использование вышеуказанных категорий при преподавании.

Тема 10.  Особенности преподавания методики расследования налоговых преступлений.

Общие понятия налогов и налоговой системы России. Криминалистическая характеристика налоговых преступлений. Способы совершения налоговых правонарушений. Характеристика налоговых преступников.

Типовые следственные ситуации и версии. Повод к возбуждению уголовных дел о налоговых преступлениях. Методы проверки оснований к возбуждению дела. Первоначальные и последующие действия при расследовании.

Особенности тактики производства выемок документов и обысков, осмотров документов, допросов. Специфика использования специальных познаний.

Использование вышеуказанных категорий при преподавании.

Тема 11.  Особенности преподавания методики расследования преступлений в сфере компьютерной информации.

Общие понятия об информационных (в том числе – компьютерных) и телекоммуникационных технологиях. Криминалистическая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации.

Способы преступной деятельности в сфере компьютерной информации: неправомерный доступ к компьютерной информации, изготовление и распространение ВП, действия, связанные с нарушением порядка использования технических средств, повлекшие нарушение целостности и конфиденциальности информации.

Типовые следственные ситуации и версии. Особенности расследования на начальном и последующих этапах. Первоначальные следственные действия и розыскные мероприятия. Особенности осмотра, обыска и фиксации состояния машинных носителей компьютерной информации. Допрос подозреваемых и обвиняемых. Особенности использования специальных познаний при расследовании.

Использование вышеуказанных категорий при преподавании.